Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?

Партнерский материал

Экспертный центр электронного государства регулярно публикует отчеты регионов о ходе выполнения указа президента России №601 от 7 мая 2012 года («Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»). В этом материале мы хотим познакомить вас с результатами совместного проекта департамента информатизации Тюменской области и компании «Перфоманс Лаб», направленного на автоматизацию контроля качества предоставления госуслуг в электронном виде.

В соответствии с указом президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Помимо количественных показателей, направленных на увеличение количества пользователей порталов государственных и муниципальных услуг, не менее важными являются показатели доступности и качества предоставления госуслуг в электронном виде.

В этой статье мы расскажем, как данная задача решается в Тюменской области.

Постоянное пополнение портала услуг Тюменской области новыми услугами, и внесение изменений в его функциональность и пользовательский интерфейс могут приводить к возникновению ошибок. Возникает проблема контроля качества работы портала услуг.

Из-за большого количества услуг (сейчас их — около 2 тысяч), обеспечить постоянный контроль качества работоспособности услуг довольно проблематично, поскольку приходится вручную создавать тестовые заявления по всем новым или измененным электронным услугам, размещенным на портале. С увеличением количества услуг трудозатраты на ручную проверку кратно возрастают. Кроме того, после любого обновления какой-либо из информационных систем электронного правительства региона тестирование приходится начинать заново.

Для выполнения задачи по автоматизированному контролю качества работоспособности портала услуг Тюменской области была использована платформа мониторинга качества «ГОСТЕСТ», разработанная российской компанией «Перфоманс Лаб» в 2015 году. Эта же система использовалась в департаменте информационных услуг Саратова. Платформа позволяет решать задачи мониторинга и автоматизированного тестирования порталов государственных услуг, ведомственных информационных систем и СМЭВ. В июле 2017 платформа была внесена в реестр российского программного обеспечения (ПО).

ДИТ Тюменской области использует «ГОСТЕСТ» для регулярного функционального мониторинга портала услуг области, отслеживая не только работоспособность услуг, но и оперативность работы ведомств при поступлении заявлений в электронном виде. Платформа позволяет проверять услуги как на РПГУ (региональный портал госуслуг), так и на ЕПГУ (единый портал госуслуг).

«ГОСТЕСТ» состоит из базы данных и сервера приложений с возможностью вынесения систем запуска тестов на другие машины при помощи агента. В качестве базы данных используется PostgreSQL версии 9.5 и выше, компоненты системы (сервер и агент) могут работать как под управлением ОС Windows, так и на базе открытых операционных систем, в том числе входящих в реестр российского ПО.

Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Пример интерфейса системы

В основе работы ядра платформы лежит технология, применяемая в автоматизированном тестировании программных продуктов. Система эмулирует действия пользователей, которые посещают портал услуг Тюменской области через браузер и фиксирует результат как успешный или неуспешный. Пользователь выбирает услугу, которую необходимо протестировать, система автоматически заполняет все формы заявления и проверяет его отправку. Возможен как индивидуальный запуск тестов вручную, так и запуск группы тестов по заданному расписанию.

Помимо доступности самих услуг, также проверяется время ответа ведомств на тестовое заявление, что позволяет контролировать ведомства, проверяя, что заявление не было утеряно или проигнорировано и было обработано в установленные сроки. Через несколько дней после отправки заявления в результате выполнения автотеста платформа осуществляет поиск данного заявления на портале госуслуг и сравнивает присвоенный ему статус с установленными пользователем. Данный процесс позволяет обнаруживать ошибки при поиске заявлений (т.е. мониторить их корректную отправку и отображение в интерфейсе), а также контролировать работу ведомств, путем проверки обработки заявления в заданный срок.

Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Пример интерфейса системы

С помощью системы также можно проводить негативные тесты на проверку соответствия введенных в поле формы значений допустимым для поля типам данным и формам.

«ГОСТЕСТ» предоставляет возможность создавать новые тесты на простом и понятном языке. Для ее использования не требуются инженеры-программисты, обладающие специфическими знаниями. К системе прилагается инструкция по разработке автотестов на собственном интерпретируемом языке. Ниже представлен пример скрипта теста, написанного на данном языке.

Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Пример тела скрипта

Ниже представлены снимки отчета о выполнении теста. В отчете фиксируются все шаги теста — заполнение поля, поиск кнопки, нажатие кнопки и т.д. Система также автоматически производит снимки страницы по ходу тестирования и в случае возникновения ошибок. На изображениях ниже приведен пример теста, завершившегося с ошибкой.

Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Краткая информация по запуску автотеста и результат, а также первые шаги теста
Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Завершение теста с выделением этапа, на котором произошла ошибка
Электронные госуслуги в регионах. Как контролировать их качество?
Платформа поддерживает работу как со старой версией порталов государственных услуг, так и с обновленными интерфейсами

Тестами удалось покрыть всю функциональность портала. За счет того, что тесты выполняются автоматизировано, их запуск может производится ночью, по выходным и праздничным дням. Автотесты запускаются после каждого обновления программного обеспечения портала и ведомственных систем.

Главный специалист отдела информационных систем и проектов департамента информатизации Тюменской области Руслан Бильданов:

«Система мониторинга способствует повышению качества оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечивает контроль доступности наиболее популярных и общественно значимых государственных услуг, размещенных на региональных порталах государственных услуг».

Об авторе: Кирилл Малоярославцев, руководитель направления разработки ПО, Перфоманс Лаб

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

5 − 2 =