Электронно-правительственные туземцы

Электронно-правительственные туземцы

Строка из дневника Миклухо-Маклая: «Мне самому как-то стало неловко, зачем прихожу я стеснять этих людей». Его, как известно, высадили на берегу, где обитали племена с настолько недружественным интерфейсом, что к ним не рисковали соваться, несмотря на верные 500% прибыли, даже поставщики стеклянных бус. У Николая Николаевича тем не менее получилось подключиться и скачать все, что требовалось науке. Выяснилось: папуасы ничем не отличаются от европейцев. Люди как люди, можно ладить.

Редакция DR поставила эксперимент над самим Миклухо-Маклаем, в роли которого снимается Евгений Козловский. Человек более 500 недель (10, на секундочку, лет) подряд пишет колонки о всякой IT-ерунде, от электронных дверных глазков до NAS, почему бы ему не переключиться на онлайн-сервисы? Вполне логичная эволюция, веление времени даже. Задачка, правда, получилась сразу для десятого класса: подключиться к госуслугам.ру с помощью банковской карты с утерянным pin-кодом электронной подписи (пройдя, разумеется, процедуру восстановления).

Результат превзошел ожидания. В таком отчаянии Миклухо-Маклая прежде видеть не доводилось даже тогда, когда он пытался синхронизировать адресные книги на устройствах Windows Mobile.

А ведь регистрация – это так, мелочь, разовая процедура, обряд инициации, вроде болезненной татуировки. Главное потом начнется.

Конструктивный подход, понял я из этого и иных примеров, таков: следует относиться к электронному правительству как к интерфейсу с другим племенем, исходя из предположения, что на том конце ВОЛС – такие же люди, что они никому не хотят зла, а если время от времен кого-нибудь и съедают, так это не специально, а из-за проблем бета-версии сервисов для неосторожных миссионеров. В общем, люди как люди, которые долгое время жили в изоляции и потому подотстали в развитии.

Отсталость эта хорошо видна журналисту (у людей других профессий будут, вероятно, другие наблюдения) по официальным министерским сообщениям для широкой публики, т.е. по новостям на официальных сайтах и пресс-релизам. «Младшая жена жреца встретилась со сборщиками кокосов», «Муссонные дожди имеют важное значение для экономики острова, сказал Вождь», «Каждый восьмой житель нашей деревни носит серьги, вырезанные Миклухо-Маклаем из консервной банки».

Таково не только наше, профильное, племя, т.е. МКС, но и прочие министерства, например, Минздрав (на третий день чтения рассылки новостей сомнений в этом не остается). Это не хорошо и не плохо, пресс-релизы компаний в своем роде тоже замечательны, просто такова специфика. В племенной – чиновничьей – среде страшно живучи вековые представления о том, что важно, а что нет, и эти представления наивно проецируются на публику. (На всякий случай оговорим очевидное: в сказанном нет никакого расизма, принадлежность к госплемени – это социальная функция, а не евгеника, назначь Миклухо-Маклая членом трибы, будет как миленький исполнять ритуальные танцы.)

Теперь другой, несколько менее отвлеченный, пример: на госуслугах.ру по ссылке «Подать заявление» видим вот что.  Нужно быть доброжелательным и умным Миклохо-Маклаем, чтобы провести исследование и понять, куда следует стучаться со своим заявлением. (Да, согласен, интерфейс госуслуг.ру в 12-м, кажется, году внешне очеловечился, но за счет псевдорешений, за счет оболочки, из-под которой рано или поздно высунется вот этот вот механизм: изучи сначала, как мы устроены, потом иди в нужный кабинет).

Совершенно не собираюсь по этому поводу ни иронизировать, ни критиковать, ни ставить в пример госуслугам.ру английский gov.uk. Наоборот, хочу сказать, что это – не рынок. Нет и не может быть выбора. Ну, какой выбор, между услугами и gov.uk, что ли? Это как в футболе – некоторые думают, будто там рынок, а его нет, не может же человек сегодня болеть за ЦСКА, а завтра за «Спартак». Электронное правительство – оно одно, и оно должно быть совершенно централизовано. Если один и тот же сервис можно получить и на госуслугах.ру, и на сайте ГИБДД, и на сайте областном, так это феодальная раздробленность и неизящное, мягко говоря, IT-решение.

Для чиновничьего племени Интернет – как мореплавание для папуасов. Приходится меняться под влиянием. Оно (племя) и меняется. Вот, соорудило целый интерфейс к себе. (Что такое госуслуги.ру и МФЦ, если не интерфейс «обыватель-правительство»?) Совершенствовать его надо с обоих концов. Обывателю, если он не дурак, имеет смысл взять пример с Миклухо-Маклая и проявить деликатность. Изучить (а что делать) матчасть, т.е. туземный быт. Пока что так. Чему редакция DR и планирует уделять внимание.

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры