Экспертное мнение: Ру или не ру?

    140

    В настоящее время американские Интернет сервисы ведут активную экспансию во многих странах мира.  Так, например,  пять лидеров Российского интернета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter)Помимо этого многие интернет-компании, присутствующие в Рунете, имеют значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени только возрастает. Например, в структуре акционерного капитала Mail.ru Group (контролирует сервис Mail.ru, сеть «Одноклассники», большую долю  сети «Вконтакте») южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent — 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской фондовой бирже. Похожая ситуация наблюдается и в «Яндексе»

    Социальные сети в России пользуются особой популярностью по сравнению с большинством других стран мира. По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интернет-пользователи проводят в соцсетях 12,8 часов в месяц, что является самым высоким показателем в мире, а пользуется соцсетями 99,7% суточной аудитории Рунета. Таким образом, россияне ежемесячно тратят в социальных сетях в среднем 12,8 часов из 22,4 проведенных в целом в Интернете — соцсети занимают более половины времени в Сети. Есть и тренд на уменьшение аудитории российских социальных сервисов в пользу глобальных платформ Facebook и Twitter.

    Общий количественный рост интернет-аудитории, происходящий в последнее время, приводит к кардинальному изменению ее демографического состава. Если пять лет назад среди активных пользователей Интернета преобладали люди от 16 до 30 лет из Москвы и Санкт-Петербурга, то сегодня более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Так, средний возраст российского интернет-пользователя, по данным ФОМ, достиг 33 лет.

    Согласно исследованию компании Synovate Comcon доверие граждан России к телевидению с 2006 года снизилось с 45 до 35%, доверие к газетам почти  не изменилось с 34 до 35%, доверие к радио упало с 31 до 26%, а доверие Интернету как источнику получения информации резко возросло и составило 40%.

    При этом по опросу ВЦИОМ, из центрального и регионального ТВ информацию получают 98% и 88% россиян (соответственно). На втором месте — пресса (центральную читают 70%, местную — 68%), на третьем — Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное — 53%, региональное — 46%).

    Таким образом, можно констатировать, что Интернет уже стал базовым и наиболее доверенным источником информации для большинства россиян.

    Набравшие популярность интернет-ресурсы служат не только коммерческим интересам владельцев, имеющим собственную редакционную политику, которая отражает их экономические, политические и иные взгляды. Об этом недавно говорил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, вспомнив о «дяде», который указывает журналистам, что писать, как писать, а что не писать о тех или иных вещах, так как «дядя имеет на это право, потому что он платит».

    Получается, что в основном сейчас большая часть обитателей Рунета доверяет «дядям», то есть информационный вектор в рунете де-факто задается западными ресурсами, а вернее теми, кто определяет их информационную политику.

    Кто виноват – понятно. Но что же делать?
    Необходимо бороться за своё информационное пространство, создавать баланс, предоставляя пользователям Рунета весь спектр мнений, новостей и аналитических материалов, исключая экстремистскую и иную запрещенную информацию и пресекая попытки манипуляций. Только так мы сможем сохранить информационный суверенитет и целостность Рунета. А для этого нужны новые доморощенные интернет и не только ресурсы.

    Мнение эксперта может не совпадать с мнением редации