Экономика Рунета вырастет в 2014 году на 30%, темпы роста замедляются

    Объем российского интернет-рынка контента и сервисов составил по итогам 2013 года 750 миллиардов рублей, объем рынка электронных платежей — 350 миллиардов рублей, что в сумме эквивалентно 1,6% ВВП России за 2013 год. Об этом говорится в исследовании «Экономика Рунета 2013-2014», организованном Ассоциацией электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и Национальным исследовательским университетом — Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).

    Партнерами исследования выступили интернет-магазин Ozon.ru, компания Mail.Ru Group, Фонд развития интернет-инициатив, компании Microsoft, PayPal, издание «Интернет в цифрах». Проект осуществлен при поддержке Минкомсвязи.

    По прогнозам экспертов, в 2014 году рост сегментов контента, сервиса и платежей в Рунете составит 30% к объему прошлого года, что превышает средний рост экономики России в целом. Однако темп роста интернет-экономики имеет тенденцию к замедлению – год назад он составлял 39%.  Довольно оптимистичные прогнозы экспертов по росту в 2014 году во многом связаны с понижением курса рубля.

    Один из главных выводов исследования: объем экономики интернет-зависимых рынков составил по итогам 2013 года более 6,7 триллиона рублей, что сравнимо с 10% ВВП России.

    Напомним, ранее в октябре министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров сказал, что в ближайшее время интернет-экономику нашей страны ожидает взрывной рост – он ожидается в результате реализации в России программы развития волоконно-оптических каналов связи.

    По словам основателя LiveInternet Германа Клименко, интернет-отрасль в России сейчас оторвана от действительности, и в 2014 году она действительно покажет рост, в отличие от общей экономической ситуации. Однако, как он сказал D-Russia.ru, следует понимать, за счет чего происходит этот рост: в частности, в е-коммерции люди просто ищут, где дешевле, и поэтому перестают покупать в офлайн-магазинах и переходят в онлайн. У таких ритейлеров он «легко может себе представить» рост 30%. При этом в офлайне падение может достигать 10%, и рост онлайн-продаж все равно это не компенсирует. При этом у мелких продавцов Клименко роста вовсе не прогнозирует.

    Компания «Яндекс» – крупный игрок российского интернет-рынка не берется комментировать прогнозы по экономике Рунета, сказали D-Russia.ru в пресс-службе. Однако в рамках своей компании они ожидают рост выручки в 2014 году на уровне 27-30%.

    Что касается инвестиций в интернет-проекты, то по словам директора по маркетингу ФРИИ Дмитрия Павлюченкова, солидный рост в 2014 году обусловлен крупными сделками – например, покупкой доли “ВКонтакте” компанией Mail.Ru Group. В 2015 году, по его словам, рынок будет более стабильным, рост ожидается, но незначительный.

    В числе прочих эксперты РАЭК рассматривают и два негативных сценария развития экономики Рунета до 2018 года:

    • негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6–10%;
    • сценарий — глобальный кризис: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 3–6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция), ситуация кризиса 2008–2009, когда интернет-индустрия Рунета росла не фоне общего снижения, не повторится.

    В 2014 эксперты ожидают серьезного замедления рекламного рынка, а также снижения покупательской активности пользователей. По их мнению, в связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация.

    Что именно росло

    В 2013 году быстрее всего происходил рост мобильной разработки, онлайн-видео, облачных сервисов.

    Рост наблюдался в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в Интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа и поисковых системах. Затраты рекламодателей на медийную рекламу составили 23 миллиарда рублей, что на 20% больше, чем в 2012 году. Ожидаемый рост в 2014 году составит 7%.

    На контекстную рекламу за 2013 год рекламодатели потратили 57 миллиардов рублей, на 52% больше по сравнению с 2012. Прогноз на 2014 год – рост 28%.

    Видеореклама в 2013 году привлекла 2,9 миллиарда рублей, ожидаемый прогноз роста на текущий год составляет 50%.

    Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 12 миллиардов рублей, рост на 17%.

    Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) был оценен за 2013 в объеме 6,3 миллиарда рублей, с перспективами роста в 17%.

    Онлайн-ритейл оценен в 2013 в объеме 368 миллиардов рублей; электронные платежи – в объеме 350 миллиардов рублей; рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги) составил 5,8 миллиарда рублей; сегмент онлайн-туризма достиг отметки в 195 миллиардов рублей, что составляет прирост на 27% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 45% в 2014.

    Как ранее писал D-Russia.ru,  по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем е-коммерции в 2013 году в России составил 17 миллиардов долларов. По нынешнему курсу (42 рубля за доллар) это примерно 714 миллиардов рублей. Результаты АКИТ и РАЭК по электронной коммерции примерно одного порядка, но отличаются примерно на 20%. Однако в данную категорию организации включают разные направления интернет-бизнеса.

    Кстати, для сравнения, в Германии объем е-коммерции в три раза больше, чем в России – 52 миллиарда долларов, в Китае – 193 миллиарда долларов, в США – 264 миллиарда долларов. Такие данные приводит АКИТ.

    Несмотря на рост объемов интернет-торговли в России, финансовое положение отечественных онлайн-ритейлеров продолжает ухудшаться. По мнению экспертов, в ближайшие полгода-год этот рынок ждут серьезные изменения: от слияний и поглощений до веерных банкротств, аналогичных тем, что происходят на туристическом рынке. Как ранее писал D-Russia.ru, все крупные интернет-продавцы в России потенциально убыточны, и если до сих пор им удавалось жить и расширяться за счет инвестиций, то к концу года ситуация может кардинально измениться.

    Объем доменного рынка составил в 2013 году 2,5 миллиарда рублей; хостинг-индустрия выросла до 4,9 миллиарда рублей; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 4,3 миллиарда рублей в 2013 году с ожидаемым ростом в 11% в 2014 году.

    Медиапотребление в Рунете

    Согласно результатам исследования Фонда общественного мнения, подготовленного при участии РАЭК, более 50% пользователей Рунета потребляет аудио, видео, книги, игры в Сети. В этом году особенно заметен рост популярности потокового аудио. Так, 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, тогда как скачивают только 22%.

    Однако меньше трети из них в состоянии отличить легальный контент от нелегального. Лишь 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент в Интернете. Число пользователей, готовых платить, снижается: год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, в 2014 таких пользователей — половина.

    Согласно выводам экспертов, в случае экономического спада значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности.

    Кадры

    В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, включая самозанятое население, по состоянию на 2013 год работает около 1,2 миллиона человек.

    Исследование показывает прирост специалистов, работающих в интернет-сфере, на 11% по сравнению с 2012 годом. Эксперты полагают, что в 2014 году данный показатель увеличится еще на 20%.

    Полную версию исследования можно посмотреть здесь >>>

    О важности Рунета

    По данным ФОМ, в России доля активной интернет-аудитории (выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки) на лето-2014 составляла 50,1% от всего населения страны.

    Как уже писал D-Russia.ru, в нашей стране возможности, предоставляемые Интернетом, используются чрезвычайно широко. Экономика страны и качество жизни граждан находятся в полной зависимости от того, работоспособен ли национальный сегмент всемирной Сети.

    По данным Росстата,  Интернет используют в своей работе 87% организаций. Большая часть информационного обмена как внутри коммерческих компаний, так и между ними осуществляется в электронной форме.

    По тем же данным, 93% органов власти и муниципалитетов используют Интернет «для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг».

    В России работают 24 тысячи только официально зарегистрированных Роскомнадзором электронных средств массовой информации (26% от общего числа СМИ), число незарегистрированных как СМИ информационных сайтов составляет сотни тысяч.

    В 2013 году через Интернет продано 23 миллиона (20% от общего числа) железнодорожных билетов, а доля продаж электронных авиабилетов составляет и вовсе 97%.

    При потере работоспособности российского сегмента Интернета, о чем много говорят последнее время, страна вернется в глубокое технологическое прошлое. Обязанность государства – любого, не только России – избежать даже теоретической вероятности потерять работоспособность национального сегмента Сети.