Экономика – она и в циферке экономика

«Это не учебная тревога! Если у вас есть многопользовательский кошелёк…, выводите средства в безопасное место как можно скорее». Кое-что удалось спасти, из 75 миллионов долларов украли только 30.

Произошло это в среду из-за, ну кто бы мог подумать, ошибки программистов-криптовалютчиков.

Ладно бы в первый раз. Но ведь год назад хакеры, нашедшие уязвимость в системе обращения криптовалюты Ether, а) обвалили её (за несколько часов курс упал с 21,5 до 15 долларов) и б) похитили, в пересчёте на низкий новый курс, 50 миллионов долларов.

Нынешние хищения опять связаны с Ethereum, 30 миллионов украли именно в этой «валюте».

О чём, собственно, речь

Ether (Эфир) — это децентрализованная криптовалюта наподобие биткойна, использующая блокчейн для фиксации сделок с «эфирами», вследствие чего «ручное» вмешательство в работу системы исключено. Сделки заключаются с помощью платформы Ethereum.

Криптовалюта Ethereum появилась в 2015 году. Сейчас занимает второе место по рыночной капитализации после биткоина.

Таких «валют», как Ethereum, развелось видимо-невидимо, уже под тысячу, и всё время появляются новые, с единственной целью: совершить акт т.н. ICO. Это когда спекулянты дают настоящие деньги за криптофантики в надежде, что последние подорожают.

Из-за небрежного исполнения (читай: программирования) IT-систем обращения нескольких новых криптовалют 30 миллионов долларов на этой неделе и вывели через Ethereum.

Но есть и хорошие новости, сама криптовалюта Ethereum не скомпрометирована. Украли? Ладно, так и запишем, у нас же блокчейн, всё под контролем. Что вы там кричите, «держи вора»? Не по адресу. К распределённому реестру претензии есть? Нет? Очень хорошо, удачи, а мы пошли распределять реестр дальше.

На примере настоящих бумажных дензнаков картинка выглядит так: купюры изготовлены прекрасно, не подделаешь, зато инкассаторы не вооружены и возят наличные сумками на велосипедах по ночному Нечерноземью.

Технические детали очередного хищения очередных криптоденег совершенно неинтересны. В самом деле, что интересного (или хотя бы нового) в том, что среди нас есть ушлые аморальные типы, называемые на русском языке ворами, которые, действуя в духе времени, приспособились к воровству криптоденег?

Люди воруют не у компьютеров, а друг у друга, и нет информационных технологий, решающих проблему воровства. Если её решать, то уж конечно не блокчейном, а протоколами несколько более высокого уровня. Вот у Дракулы в XV веке получалось. Золотой дублон днями мог лежать на мостовой столицы Валахии, граждане боялись его поднять, и понятно, почему – когда сидишь на колу, какая от дублона польза. Решение, прямо скажем, не идеальное, но схема рабочая.

Вероятно, я мало читаю, и лишь поэтому не встретил ничего, написанного по поводу криптовалют экономистами. Пока что голову читателю морочат одни технари, а знатоки теории денег, заслышав о хэш-функциях, в страхе убегают, такое складывается впечатление.

Но бог с ними, с деньгами. Есть кое-что поважнее: человеческие жизни. Чем им грозит т.н. искусственный интеллект (разговор об ИИ отдельная тема, здесь отвлекаться не будем), нам только предстоит узнать, и знание это, боюсь, будет буквально означать многия печали.

Страдающих аэрофобией уговаривают включить голову: в пересчёте на 100 тысяч километров самолёт безопаснее автомобиля, не бойтесь, застегните ремень и приведите спинку кресла, спасательный жилет под сиденьем. Аргумент, да. Но что будет, когда автомобили станут ездить на автопилоте? Воздушное движение по сравнению с ездой на грузовике куда проще для автоматизации. Оно предельно формализовано, расписано всё, от процедур взлёта-посадки до регламентного обслуживания самолётов. И всё равно в кокпите сидит пилот, причём дважды или трижды зарезервированный на случай отказа.

С автомобилями же сама идея выкинуть человека из системы дорожного движения, которая создавалась как сугубо антропоцентричная, порочна. Ну какой, например, смысл искусственным зрением распознавать дорожные знаки? Если уж автомобиль ведёт робот, надо считаться с его, робота, физиологией, и вместо знака (или вместе с ним) вмонтировать в придорожный столб передатчик, информирующий о пересечении с главной дорогой. А знак ограничения скорости для робота? Это же глупость. Кто сказал, что у него скорость реакции равна нашей?

Ну и главное, раз уж у нас беспилотными авто занялись программисты. Они-то обязаны знать, что злая ошибка в программе похожа хороший первоапрельский розыгрыш, потому что обнаруживается до смешного неожиданно. Вот, например, этюд для программистов, делающих беспилотное авто.

И даже если всё отладится без жертв (это невозможно, но сделаем допущение) – куда вы денете человеческую природу? Ведь загадят же машины, если они у Uber станут беспилотными, а то и раскурочат на запчасти. Это не мои фантазии, программисты с такой задачкой уже сталкиваются, страшно удивляются и не знают, какой блокчейн применить.

Экономика по нашей классификации есть дисциплина гуманитарная. По классификации НАТО – простите, по западной классификации – это тоже не математика, а «social science». От эпитета «цифровая» социальная природа этой науки, сколь незрелой, столь же и непростой, ничуть не меняется. Приклеить к экономике слово «цифровая» и отдать её на откуп технарям или, хуже того, экономистам, которые внезапно заделались технарями – это, мягко говоря, недальновидно.

Когда программисты с математиками наломают дров, гуманитарии запоздало оттопчутся на наших инженерных костях. И это плохой сценарий: лучше бы топтались сейчас.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. До прошлого года мне и немногочисленным коллегам приходилось чуть не в стиле «против всех» предупреждать о рисках распространения новых технологий, в первую очередь — в производственной сфере, на горизонте до 2020 — 2025 года. Мы получали прозвища «алармистов» и что-то вроде этого, тема анализа рисков вычеркивалась из планов… Сейчас публикации на эту тему появляются все чаще. Поэтому есть надежда на проявления профессионального подхода к анализу таких рисков и к своевременной разработке мер управления ими.

Comments are closed.