«Дурдом» с комфортом. Единый центр документов Санкт-Петербурга

44

Офисы «одного окна», «электронное правительство», единые центры документов и прочие нововведения изначально задумывались как главные ликвидаторы бюрократии, призванные облегчить людям жизнь. Однако то ли страна наша не приспособлена к подобным удобствам, то ли, как говорил классик, «в консерватории надо что-то подправить».

Толпы желающих сдать документы на загранпаспорт штурмуют Единый центр документов (ЕЦД) на улице Красного Текстильщика с 6 утра. Некоторые приходят даже к 5 часам с термосами и стульчиками. В 8:30-8:45 открываются двери ЕЦД, и толпа устремляется за заветными талонами, необходимыми для подачи документов на загранпаспорт. Корреспондент «Росбалта» приехал в центр к 10 часам, как и сотни других непросвещенных. Девушки за стойкой только разводили руками: «Что вы, у нас талончики расхватывают за полчаса. Приходите завтра».

Евгении Дыльцовой, рассказавшей свою историю, повезло больше. Она была в ЕЦД накануне 8 марта. Приехала к 7:30, номерок получила, на котором, согласно электронной очереди, значилось примерное время доступа к заветному окошку — 17 часов. То есть полный рабочий день насмарку. Что делать — стала ждать.

«Там все очень комфортно: масса скамеек, много кафе, тепло, чисто. Сиди — не хочу. Однако вся система построена на том, чтобы скачать деньги. Находишься в постоянном страхе сделать что-то не так: если в анкете хоть одна запятая оформлена неверно — все впустую, зря потрачено время. Чтобы вам помогли проверить правильность заполнения анкеты заранее, до подачи документов, надо заплатить 500 рублей. И многие платят — если анкета заполнена неверно, за составление новой с вас сдерут уже 1 тыс. 300 рублей, — рассказывает Евгения. — За то, чтобы заплатить госпошлину через терминал оплаты, надо дополнительно внести 100 рублей. Фотография — столько-то, ламинирование — еще сколько-то. Но я, кажется, понимаю, для чего это все делается — чтобы человек, все-таки прошедший этот дурдом и сдавший документы, почувствовал себя, наконец, счастливым! И особенно трогательно в этом сервисе было то, что после целого дня настоящего ада каждой посетительнице вручали подарок — тюльпанчик к 8 Марта. Хотелось от злости его сожрать».

rosbalt_2

Новичков можно отличить сразу: они страшно ругают и сам центр, и ФМС, и «хапуг-коммерсантов», и всю «советскую власть» на чем свет стоит. Более опытные — кто все вышеперечисленное озвучил накануне — гордо сидят в очереди, сжимая в руках талончик. Как правило, никто не уходит — боятся пропустить очередь.

Люди вообще очень активно едут на улицу Красного Текстильщика. Маршрутки, разрисованные вдоль и поперек огромными буквами «УФМС», забиты под потолок. Уже на подходе дежурят азиатского вида товарищи, раздающие информационные листовки «своим», моментально вычисляя напуганных ошалевших земляков (в ЕЦД работает Единый миграционный центр).

Вообще слово «единый» здесь ключевое, что и притягивает ежедневно тысячи людей именно сюда. Однако на практике все оказывается вовсе не так.

«Я отпросилась на день с работы, отстояла в очереди с 7:00 до 16:00, чтобы подать документы на загранпаспорт, — рассказывает Галина Алексеенко. — Оплатила и проверку анкеты, и все прочие услуги. Однако при подаче документов выяснилось, что слегка отошел слой ламината на страничке общегражданского паспорта. Документы не взяли, отослав в паспортный стол по месту прописки — то есть в Петродворец. Я попыталась выяснить, почему в Едином (подчеркиваю!) центре документов не могут заламинировать эту страничку, ведь подобная услуга есть, занимает секунду. Мне отказали, и пришлось тащиться через весь город в Петергоф, а потом — все по новой».

Немало путаницы вносят и появившиеся в четырех районах города филиалы ЕЦД. Люди доверчиво идут туда, надеясь оформить все, как предполагается, в одном окне. Однако — внимание: в этих центрах вам оказывают только услуги по «консультированию о порядке получения заграничного паспорта; подготовке документов для срочного оформления загранпаспорта; заполнению заявления-анкеты на оформление загранпаспорта и подготовке полного пакета документов для подачи в УФМС, а также фото-, копировальные услуги и оплату государственной пошлины». Люди все это оплачивают — более 1 тыс. 200 рублей, чтобы затем услышать: «А теперь везите все эти документы на Красного Текстильщика». Какой же это тогда «единый» центр?

«Поймите, то, за что граждане платят в ЕЦД и его «дочерних» структурах, — это не УФМС России, — комментирует «Росбалту» проблему пресс-секретарь УФМС Дарья Новикова. — Наше управление лишь арендует часть территории в этом здании. УФМС никогда не передавало и не передаст свои функции по оказанию государственных услуг коммерческим организациям. Любые дополнительные услуги, включая платные проверки документов или платную помощь в их заполнении, — это не УФМС».

Однако путаница возникает и тут. Далеко не каждый человек «с улицы» разберет, где тут госструктура, а где — в трех метрах рядом — коммерческая. В ведомстве уточняют: «Первые окошки слева — это УФМС, дальше — не наши, потом снова наши, а вот уж за стойкой…».

Между тем практически каждый, заходящий в зал загранпаспортов, буквально с ходу попадает в цепкие объятия ФГУП «Паспортно-визовый сервис». ФГУП было создано постановлением правительства РФ для, как было задумано, улучшения качества оказания госуслуг. Эта организация создана при ФМС России (в петербургском Управлении просят заметить, что к ним она вроде бы не относится, поскольку она — федерального уровня) и занимается, собственно, как раз оказанием этих платных дополнительных услуг по оформлению документов.

Понять весьма тонкие взаимоотношения «наше — не наши» подвластно не каждому. На вполне очевидный вопрос, каким же образом граждане должны различать бесплатные услуги УФМС от всех прочих, представитель федеральной службы отвечает: «Мне кажется, люди уже давно понимают, где госуслуги, а где дополнительные. Если у человека есть желание самостоятельно оформить и сдать документы — пожалуйста, на столах имеются и бланки, и клей, и бумага. Прием, проверка и выдача документов сотрудниками УФМС также бесплатна. Но есть определенная категория людей (их не более 30%), которые не хотят сами возиться с оформлением. Тогда к их услугам — платная помощь. Но мы к этому не имеем никакого отношения».

Между тем ЕЦД и ФГУПами на его территории уже интересовались, например, антимонопольные органы. Напомним, осенью группа мигрантов обвинила ФГУП «Паспортно-визовый сервис» на спекуляции госуслугой. Иностранные граждане настаивают на том, что в ЕЦД существует масса прикормленных посреднических структур, цинично зарабатывающих деньги именно на неинформированности, запуганности и ненастойчивости как иностранных, так и российских граждан.

После открытого письма мигрантов и жалобы в УФАС была проведена проверка, которая в итоге не нашла в документах ЕЦД признаков нарушения антимонопольного законодательства. И формально это так, ведь граждан никто не неволит оформлять документы только через посредников. Глава УФМС Елена Дунаева, комментируя эту ситуацию, уточняет: «Ни один человек не может сейчас заявить, что он сдает документы через навязанного ему посредника. Мы занимаем только свою часть и не пускаем туда никого, а на остальных площадях работают другие люди». Однако получается так, что без посредников оформить все крайне сложно. Или даже невозможно.

Например, УФМС в состоянии принять в день не более трех-пяти десятков мигрантов для выдачи им необходимых документов на работу, а на Красного Текстильщика за сутки их приходит до 1 тыс. 500. Следовательно, не попадешь в число первых тридцати — плати! Или стой еще месяц.
Аналогичная ситуация и с загранпаспортами. В день выдается около 500 талонов на паспорта нового поколения (так называемых «био») и около 400 — на паспорта старого образца. Плюс еще несколько десятков человек оформляют паспорта по штрихкоду. В районных отделениях УФМС (ОВИРах) сейчас оформляют только новые загранпаспорта, да и там очереди зашкаливают. В общем, все потоки опять стекаются на Красного Текстильщика.

«Это — комплексная проблема, — уверяет Дарья Новикова. — Существует административный регламент по срокам оформления загранпаспортов, и мы обязаны его соблюдать. На обработку папки документов заявителя уходит определенное время, а количество сотрудников ФМС ежегодно снижается. Мы не можем завалить людей анкетами, это неверно. Поэтому было четко просчитано, сколько документов можно ежедневно обработать, чтобы выдержать сроки. Отсюда и определенные квоты по талонам».

Как же получается, что через посредников можно оформить паспорт хоть за три дня (но за деньги), а через официальные каналы госуслуг — только таким жестким способом, ведь оформлением все равно занимается только ФМС? В ведомстве это объясняют тем, что ФГУП более технически оснащен, а в УФМС многое делается по-старинке, буквально вручную.

Представитель УФМС отмечает, что управление и ЕЦД и так идут навстречу гражданам. Например, запускают людей на 15-30 минут раньше, не ограничивают талоны на получение готовых документов, указывают на талонах примерное время в очереди.

Кроме того, по мнению представителя федеральной миграционной службы, ежегодно граждане становятся жертвами и собственной беспечности.

«Например, с июля по январь подать документы можно без проблем. А с февраля традиционно начинается ажиотаж перед сезоном отпусков, люди штурмуют наши офисы. Сказывается и менталитет: люди уверены, что приди они пораньше — тогда точно попадут. А приходили бы в течение дня, и никаких очередей бы не было. Талоны можно получать в любое время до закрытия офисов», — говорит Дарья Новикова.

Удивительное единомыслие всех чиновников всех уровней: во всем виноваты недотепы-граждане, то до последнего протянувшие с приватизацией, то создающие очереди в паспортных столах, то зачем-то жгущие ночные костры у школ, когда всем была обещана бесперебойная электронная запись в первые классы (в последнем случае сайт госуслуг «рухнул» за несколько часов до начала записи 1 марта). Сейчас нас ожидает новое развлечение: русская народная забава «попробуй дозвониться до «горячей линии» по жалобам на ЖКХ». И здесь виноваты будут, конечно, тоже граждане, ведь нас много, а операторов на пятимиллионный город — всего два.

Марина Бойцова, www.rosbalt.ru