«Для нас «Цифровая экономика» = «Умный Севастополь»

564

Предлагаем вашему вниманию интервью Алексея Горобцова, в январе назначенного руководителем главного управления информатизации и связи (ГУИС) Севастополя.

— Что предшествовало назначению на нынешнюю должность, как ты оказался в Севастополе? Как ты принимал решение, как решение принималось твоим нынешним руководством?

— Если отматывать совсем далеко, то предшествовал назначению уход из департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области (где работал в должности заместителем руководителя департамента – ред.). Основной причиной моего ухода было желание со временем возглавить информатизацию в субъекте РФ. Когда моя кандидатура рассматривалась на должность начальника ГУИС Севастополя, я не раздумывая ввязался в процесс собеседований и согласований. В конечном итоге губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников решил, что после новогодних праздников я должен возглавить ГУИС. Чтобы дать возможность войти во все процессы и перенять дела, меня назначили заместителем начальника ГУИС сроком на один месяц (декабрь).

— Какие проекты и направления, стоящие перед тобой на новом месте, можно назвать ключевыми?

— Ключевой проект, в котором ГУИС принимает активное участие, — «Умный город». Его мы выносим за скобки, он является выделенным проектом с чётко очерченным кругом участников. Также ключевыми для себя вижу проекты из текущей деятельности, такие как развитие технологий электронного правительства, развитие сети МФЦ, запуск интерактивных IT-сервисов для населения на базе единой региональной геоинформационной платформы, тотальная цифровизация органов власти (реестровый, юридически значимый учёт всего).

— Когда мы говорили в начале 2015 года с тогдашним руководителем ГУИC Вадимом Дворяненко, в качество основной проблемы он называл «практически полное отсутствие IT-инфраструктуры в органах власти, отсутствие центра обработки данных, серверных мощностей, структурированных кабельных сетей. Сейчас всё приходится создавать с нуля». Как изменилась ситуация с инфраструктурой с тех пор и какие задачи стоят сейчас?

— Создана региональная защищённая телекоммуникационная сеть передачи данных (РСПД). Таким образом, все исполнительные органы госвласти (ИОГВ) и муниципалитеты объединены в единую информационную сеть с доступом к общим информационным ресурсам, размещённым на серверах правительства Севастополя. Планируется подключение к РСПД всех государственных подведомственных учреждений.

На начало 2015 года ШПД были обеспечено только три здания, основной применяемой технологией была ADSL, общая пропускная способность всех каналов составляла 1090 Мбит/с, средняя – 12 Мбит/с.

К началу 2018 года высокоскоростными каналами обеспечено 40 зданий. При этом общее количество каналов увеличилось в 1,8 раза, общая пропускная способность каналов выросла почти в 24 раза. С средняя скорость канала передачи данных возросла в 13 раз, до 156 Мбит/с.

Введено в эксплуатацию оборудование беспроводных высокоскоростных каналов передачи данных для резервирования основных каналов связи. Резервными беспроводными каналами передачи данных обеспечено 12 зданий ИОГВ.

Восемь основных зданий ИОГВ связаны между собой ВОЛС.

Приобретены криптографические комплексы защиты, соответствующие требованиям ФСТЭК России и ФСБ России, для защиты внешних каналов связи.

Созданы сегменты локальных сетей (СКС) в девяти зданиях вместо отдельных разнородных СКС, благодаря чему стала возможна интеграция ИОГВ, расположенных в этих зданиях, в РСПД.

В конце 2015 года на базе ГУИС создан и введён в эксплуатацию, а в начале 2016 года получил лицензию ФСБ и аккредитацию Минкомсвязи, удостоверяющий центр правительства Севастополя. Таким образом решена задача минимизации финансовых затрат и повышения оперативности при обеспечении ИОГВ, муниципальных образований и подведомственных учреждений средствами электронной подписи.

Создание РСПД, СКС, УЦ и высокоскоростных каналов связи позволило в 2016 году начать внедрение, в 2017 – ввести в эксплуатацию систему юридически значимого электронного документооборота (СЭД), доступ к которой сегодня имеют все сотрудники ИОГВ, администрации муниципальных образований и ряд подведомственных учреждений, всего 2400 пользователей. В ближайшее время планируется подключение к СЭД всех государственных подведомственных учреждений.

Оказано содействие в создании на территории Севастополя «Системы-112» в части обеспечения функционирования телекоммуникационной и инфокоммуникационной подсистем (построены ВОЛС, соединившие основные объекты системы, организованы речевые каналы по технологии ISDN PRI, каналы переданы в эксплуатацию государственному казенному учреждению «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя»).

В 2016 году введена в эксплуатацию система оперативной радиосвязи стандарта TETRA отечественного производителя АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения».

Толчком для принятия решения о строительстве цифровой системы оперативной радиосвязи (ЦСОР) стала энергетическая блокада Крыма со стороны Украины, приведшая к введению в Крыму и Севастополе режима чрезвычайной ситуации. В условиях режима ЧС система была запущена в опытную эксплуатацию, по итогам которой принято решение о строительстве ЦСОР.

Создание и развитие системы велось с августа по декабрь 2016 года. Построены четыре базовые станции, образующие единую сеть. В 2017 году с целью увеличения площади покрытия и расширения системы осуществлено строительство базовой станции в селе Широкое Орлиновского муниципалитета.

Централизация процесса закупок компьютерной техники, серверного и телекоммуникационного оборудования, услуг связи (стационарной, мобильной), телематических услуг и услуг передачи данных, средств связи и информатизации для нужд правительства и ИОГВ Севастополя обеспечила снижение затрат на ежемесячную оплату телематических услуг и услуг передачи данных при одновременном росте скорости передачи данных.

В июле 2016 года силами ГУИС введён в промышленную эксплуатацию региональный сегмент системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ), являющийся частью региональной инфраструктуры электронного правительства Севастополя, что автоматизировало процесс межведомственного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг. На сегодня к РСМЭВ подключены 12 ИОГВ из 20, оказывающих предоставление государственных и муниципальных услуг.

Запуск РСМЭВ позволил значительно упростить порядок оказания государственных услуг для заявителей, в том числе за счет сокращения перечня обязательных документов.

— Какие показатели результативности работы управления поставлены руководством и какие цели ты сам себе ставишь?

— Основной целью, которую поставил мне губернатор, является успешная реализация проекта «Умный город». Сам себе ставлю разные цели, в частности, повышение позиций региона в разнообразных рейтингах (рейтинги Минкомсвязи, Минздрава, Минэкономразвития и т.д., если, кстати, посоветуешь полный список рейтингов, буду благодарен, уж по информатизации в первой десятке мы быть должны). Реализация тех проектов, о которых упомянул выше. Общая управляемость всего процесса информатизации региона.

— Таких рейтингов как минимум есть десятка два… Видимо, действительно стоит сделать максимально полный список, спасибо за идею. Насколько губернатор вовлечен в тематику развития IT в городе, ощущается ли его поддержка?

— Губернатор вовлечен и готов оказывать поддержку, если это является ясно описанным проектом, по итогам реализации которого можно получить понятный эффект, в общем, не работа ради работы.

— Какие у вас отношения складываются с предыдущими руководителем управления Петром Даричевым? Он назначен руководителем приоритетного проекта «Умный город», как вы планируете совместную работу?

— С Петром Геннадьевичем у меня сложились крепкие рабочие отношений. Он помог мне в кратчайший срок войти в местную сферу информатизации, указал на все специфические региональные особенности и осуществляет методическую поддержку по взаимодействию с местными специалистами и с населением. В рамках «Умного города» на ГУИС лежит задача технического эксперта и внедренца в органах власти и учреждениях, которые участвуют в проекте, необходимых информационных и инфраструктурных решений, процесс взаимоувязки данных решений между отраслями.

— Сейчас все говорят о цифровой экономике, на федеральном уровне принята соответствующая программа. Многие регионы сейчас пытаются понять, как им встраиваться в эту программу, с чего начинать. Как ты видишь этот процесс, какие задача в переходе к ЦЭ тебе видятся приоритетными и самыми важными?

— Для нас «Цифровая экономика» = проект «Умный город». Мы видим реализацию данного проекта, через тотальную цифровизацию органов власти, организаций, учреждений. Благо в Севастополе почти всё, что взаимодействует с населением – это организации под прямым управлением правительства Севастополя. Накопление реестровых данных, заверенных электронной подписью, построение на основании этих данных разнообразных сервисов для населения и внутренней деятельности – это первый этап. Вторым этапом мы видим взаимоувязку данных (бигдата, семантика) из разных отраслей для обеспечения безопасности, построения моделей, прогнозирования ситуаций и управления городским хозяйством, а также развитие дополнительных сервисов для населения.

— Планируется ли принятие какого-то специального стратегического документа, посвящённого развитию цифровой экономики, или все будет происходить в рамках Стратегии социально-экономического развития города?

— На текущий момент мы не планируем создание дополнительных документов, у нас есть Стратегия социально-экономического развития города и концепция «Умного города», которые в полной мере показывают направление развития информатизации региона, в том числе с учётом программы «Цифровая экономика».

— Мы давно знакомы и знаем, что на предыдущем месте работы, вместе с Анатолием Дюбановым, вам удалось добиться заметных успехов в превращении Новосибирской области в одного из лидеров региональной информатизации. Какой опыт ты планируешь применить в Севастополе, а может, заимствовать какие-то конкретные проекты и решения?

— Опыт, который был в Новосибирской области, конечно, может и должен пригодиться при реализации проектов в Севастополе. Говорить о конкретных проектах, наверное, будет неправильно, мы сейчас в роли догоняющего региона и нам нужно для начала реализовать все, что есть у остальных субъектов РФ, это «обязательная программа». Будем использовать только проверенные решения, которые показали состоятельность в субъектах РФ, накладывая на них опыт, приобретенный за время работы с Анатолием Васильевичем. Есть, конечно, в планах и такие проекты, которые в регионах еще не реализовывались и, возможно, в них мы будем первыми, но об этом говорить рано.

— IT-бюджеты Новосибирской области и Севастополя трудно сравнивать. Как получится выстраивать приоритеты в условиях ограниченного финансирования?

— Приоритет простой, нам нужно всё, и в довольно-таки сжатые сроки, отказываться от чего-либо мы не готовы. Приходится искать внебюджетные источники. Например, три проекта — «Фото-видеофиксация на дорогах», «Платное парковочное пространство», «Единая городская карта Севастопольца» — реализуются по концессионной модели. Проект «Умный город» также планируется к реализации с привлечением внебюджетного финансирования.

— Какой бюджет заложен у ГУИС на 2018 год?

Бюджет управления на 2018 год составляет 323,6 миллиона рублей, но нужно понимать, что это не консолидированный IT-бюджет региона, а бюджет моего управления с парой мероприятий от органов власти. Сейчас при реализации проекта «Умный город» мы произведём консолидацию (перенос) мероприятий, связанных с информатизацией, из программ органов власти с учётом мероприятий их подведомственных учреждений.

— Каков штат управления?

— 36 человек.

— Ну и напоследок. Сложно ли адаптироваться к такой резкой смене климатических условий? :) Чем нравится город?

— Какие могут возникнуть проблемы с адаптацией, если ты попадаешь из -35 в + 15, тут только положительные эмоции! Город интересный, огромное количество исторических достопримечательностей, бухты, петляющие улочки в центре с перепадами высот, в общем, мне здесь все нравится, видимо, это моё.