Депутаты Госдумы не отказались от идеи приравнять новостные агрегаторы к СМИ

222

В Госдуме не отказываются от идеи приравнять новостные агрегаторы — сервисы «Яндекс.Новости», «Рамблер.Новости» и их аналоги — к СМИ или законодательно придать им особый статус. Об этом заявил один из авторов так называемого закона о блогерах, депутат Вадим Деньгин во время пятничной экскурсии по офису Rambler & Co, сообщила газета РБК daily.

Уже в ближайшие недели, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадима Деньгина, пройдет круглый стол с участием крупных интернет-компаний, а позже — экспертный совет и парламентские слушания, на которых будет выработан «качественный законопроект, который не будет нагибать никого, но и не оставит государство без защиты». Ранее, 11 июня, другой зампредседателя этого комитета Леонид Левин убеждал, что законопроект, приравнивающий поисковики к СМИ, не появится. Именно Левин вел в начале недели заседание комитета в отсутствие лишенного иммунитета его главы Алексея Митрофанова.

Депутата Деньгина и его коллегу по комитету и еще одного автора закона о блогерах, Андрея Лугового, в течение нескольких недель приглашали в офис Rambler & Co (управляет Rambler.ru, LiveJournal.com, Gazeta.ru. Lenta.ru и др.), чтобы показать, как работают новостные агрегаторы. В «Яндекс» законодателей тоже звали, но, как уточняли в этой компании, депутаты так и не дошли. Теперь, по словам Деньгина, он побывает и в «Яндексе».

В Rambler & Co Деньгин объяснил, почему законодатели так интересуются новостными агрегаторами. «У нас претензия не к самим новостным блокам, не к тому, что содержатся в плашке «Новости», а к комментарию к новост­ному блоку, который пишут не роботы, а люди. Люди зачастую не заходят ни на «Коммерсантъ», ни на ИТАР-ТАСС, а читают этот комментарий», — сказал депутат. По просьбе РБК он уточнил, что имеется в виду под комментарием — это анонс новости, несколько предложений, которые отображаются под заголовком непосредственно на странице новостного раздела, а не на главной странице поисковика. Директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев заметил, что эта вводка — начало новости, которую уже написали журналисты лицензированных СМИ и вручную ее никто не правит. Журналисты и представители Rambler & Co открыли первую попавшуюся новость в агрегаторе и сравнили содержание анонса и начало новости на сайте самого СМИ. Они совпали. «Да, это действительно первая строчка «Газеты.Ru», но мы неоднократно натыкались на то, что такие анонсы пишут люди», — заметил депутат.

«Анонсы у нас, конечно, нерукотворные», — отметил редактор новостного агрегатора Rambler Максим Токарев. По его словам, редакторы исправляют только опечатки, запятые, делают заголовки глагольными — то есть приводят ленту к единообразию. Токарев не согласен, что сервис с такими функциями можно считать СМИ: «На мой взгляд, с таким же успехом можно считать СМИ газетный киоск. Продавец газетного киоска никак не может отвечать за то, что пишут в газетах».

Токарев рассказал, что изначально новости собирала команда редакторов, но в 2008 году сервис перешел в режим автоматической выборки. У Rambler есть возможность поднять новость в топ, но ею, по словам Токарева, воспользовались лишь однажды: когда в Челябинске упал метеорит — и только для того, чтобы дать новость быстрее конкурентов. От «Яндекса» механика новостного блока Rambler, как подчеркивает Токарев, ничем не отличается — только новостей больше, в среднем — 12—15.

Деньгин, однако, стоял на своем: «Все равно присутствует рука человека». «Мы должны пытаться защититься от случайного вторжения, когда поисковик имеет право влиять на массы людей», — подчеркнул депутат. Ауди­тория этого сервиса, по словам Токарева, около 1,5 млн пользователей в день.