Демонтаж Электронного правительства

Минкомсвязь России долго примерялась, но все же начала демонтаж действующего Электронного правительства. Такой вывод можно сделать из февральских событий.

Контракт на эксплуатацию инфраструктуры Электронного правительства был заключен Минкомсвязью России с Ростелекомом только на 4 месяца, и что будет со всей инфраструктурой в мае, после завершения работ по контракту, вопрос открытый. В прессе заявили как о принятом решении о смене исполнителя работ по развитию инфраструктуры Электронного правительства, в которую входят Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единая система учета актов гражданского состояния (ЗАГС), Единая система справочников и классификаторов (ЕНСИ) и другие. Конкурс на выполнение работ не объявлен, исполнитель не определен, то есть абсолютно не ясна перспектива развития инфраструктуры Электронного правительства на ближайший год. Впрочем об отмене решения Дмитрия Медведева (именно он определил Ростелеком единственным исполнителем работ в свою бытность Президентом России) говорить пока рано – последнее слово останется за Президентом.

Симптоматичным в этой череде событий можно назвать заявление Министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова в микроблоге Twitter о грядущей замене «визитной карточки» Электронного правительства – общероссийского портала госуслуг в середине 2013 года. Архитектура новой версии Единого портала предполагает размещение ссылок на сторонние ресурсы вместо интерактивных форм для заполнения заявлений на получение электронных услуг. По словам Министра это «позволит решить проблему публикации региональных услуг – сделать ее простой и удобной». При данном подходе спросить за ненадлежащие качество предоставление услуг будет не с кого, ответственность будет размыта между федеральными и региональными органами власти.

Вспомним события 2009 года, когда Дмитрий Медведев на заседании совета по развитию информационного общества при Президенте РФ подверг резкой критике портал Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ), который вместо запланированного функционала по предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде содержал разрозненную информацию и ссылки на сторонние ресурсы. За реализацию данного портала отвечало ФГУП НИИ “Восход”, работы которого в итоге были признаны неудовлетворительными. Именно для того, чтобы вылезти из этого «болота» безответственности и выбрали единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства. Проект с 2009 года вели заместители Владимира Путина Сергей Собянин, затем Вячеслав Володин, координировал проект директор департамента Правительства РФ Алексей Попов, активно в работу включилась так же и Минкомсвязь России. За этот период работы было сделано много, разработан и запущен в эксплуатацию портал gosuslugi.ru, обеспечено с помощью СМЭВ электронное межведомственное взаимодействие и с граждан перестали требовать лишние справки. Благодаря усилиям Правительства РФ Электронное правительство стало преобразовываться в задуманный ранее механизм, предоставляющий гражданам удобную форму взаимодействия с государством.

Текущие события возвращают ситуацию к состоянию 4-летней давности, пересматриваются все решения предыдущего кабинета Министров в сфере информационных технлогий. Возникает стойкое ощущение, что новое руководство Минкомсвязи России не хочет отвечать за результат своей деятельности, инициировав возврат к “коллективному безответственному”. Каждый будет отвечать, как у Райкина, за свои пуговицы, претензии к костюму отвергая напрочь.

Такая политика регулятора отразится, прежде всего, на гражданах, которые потеряют единую точку доступа к электронным услугам, гарантирующую единые правила оказания услуг в электронном виде на всей территории Российской Федерации. Федеральный центр потеряет контроль над качеством и доступностью электронных услуг, лишится объективной оценки усилий регионов. В частных разговорах региональные чиновники высказывают недоумение. В конце 2012 года Министр заявлял о продолжении работ над созданием региональных Систем исполнения регламентов и размещении региональных и муниципальных услуг на Едином портале за счет федерального бюджета, сейчас же речь идет о сворачивании запланированных работ в пользу нового портала с ссылками на региональные сайты. Через месяц «концепция опять поменяется», и субъектам придется подстраиваться под переменчивый центр. В итоге многие замерли в ожидании каких-либо конкретных решений, которые пока за словами и декларациями не проглядываются.

Недавнее появление в СМИ информации о том, что Минкомсвязь России может поручить часть работ по развитию Электронного правительства ФГУП НИИ «Восход», проявившего себя в этом проекте не лучшим образом, приводит к мысли, что вместо реальной работы происходит очередная политическая игра. К Ростелекому накопилось действительно много вопросов, но ведь эта компания все-таки исполнитель работ, пусть и единственный. И как любой исполнитель может быть подвержена штрафным санкциям, обязана соблюдать требования регулятора в сфере исполнения контракта и т.д. Перепоручение работ другой компании не изменит принципиальным образом ситуацию, отсутствие регулирования и желания действительно управлять исполнителем будет иметь точно такие же последствия. Но вместо трудоемкой работы, требующей каждодневных усилий и глубокого анализа ситуации, все идет к очередному подходу «начать с чистого листа».

Что действительно полезного Минкомсвязь России может сделать для обеспечения скорейшего перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид:

  1. Создать конструктор электронных форм (своего рода Wizard) и передать его федеральным и региональным органам власти. Это позволит сократить затраты на разработку и ускорит размещение электронных услуг на Едином портале.
  2. Отрегулировать аппетиты действующего оператора по развитию и эксплуатации инфраструктуры Электронного правительства, установив предельные цены на его услуги, утвердить единый регламент эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. Это позволит обеспечить бесперебойную работу электронного правительства, проводить постепенное наращивание и оптимизацию его функционала.
  3. Утвердить правила регистрации пользователей на Едином портале и других ведомственных интернет ресурсах чрез ЕСИА, сделав процедуру регистрации максимально быстрой и удобной для пользователей. Благодаря тому, что правительство определило, где можно использовать простую электронную подпись (а используемая для авторизации на портале госуслуг пара «СНИЛС-пароль» таковой и является), никаких ограничений для выпуска такого порядка нет.
  4. Провести конкурс на предоставление регионам субсидий из федерального бюджета на перевод услуг в электронный вид и размещение их на Едином портале. Это будет существенным стимулом для регионов продолжать работы по переводу услуг в электронный вид.

 Все перечисленные мероприятия требуют плотной и основательной работы, но именно их реализация, а не создание облегченной версии Единого портала, позволят сделать следующий шаг в развитии Электронного правительства. Остается надеяться, что Минкомсвязь сойдет с траектории наименьшего сопротивления, и начнет заниматься решением стоящих перед ней задач. Минкомсвязь России должна осуществлять методическое и организационное обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме согласно нормам федерального закона о госуслугах. Именно организационное обеспечение предоставления услуг в электронной форме требует сейчас наибольшего внимания. Наличие электронной формы подачи заявления по получение услуг не гарантирует их электронного оказания. Хороший пример услуга по назначению и предоставлению единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в срок до 20 недель беременности в медицинских учреждениях города Москвы. Заявление на предоставление пособия со всеми требуемыми справками можно подать в электронном виде, но для фактического перечисления денег требуется лично приехать и показать ранее направленную в электронном виде справку из медицинского учреждения о постановке на учет. Получается, услуга электронная есть, а эффекта нет. Можете проверить.  Есть множество актуальных задач для регулятора, требующих ближайшего оперативного решения, остается надежда, что Минкомсвязь России в итоге перейдет от политических интриг к реальной работе на местах.