Цифровая трансформация Новосибирской области: итоги и основные задачи

Об авторе: министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов.

2019 год для ИКТ-сектора стал во многом определяющим как на федеральном уровне, так и в регионах страны.

В прошлом году начата практическая реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая подчёркивает важность задачи единой государственной политики цифровой трансформации социально-экономической деятельности в регионах.

В послании 2020 года Федеральному Собранию президент Российской Федерации Владимир Путин одним из приоритетных направлений развития страны также обозначил вопросы цифровизации социальной сферы и реального сектора экономики, реализацию проекта «Доступный Интернет», в рамках которого не только обеспечивается возможность широкополосного доступа к Интернету, но и бесплатный доступ к значимым отечественным интернет-сервисам.

Новосибирская область активно участвует в реализации задач, поставленных на федеральном уровне.

У Новосибирской области есть всё, чтобы стать одним из лидеров цифрового развития: регион обладает уникальным научно-техническим, образовательным потенциалом, экономика характеризуется высокой степенью диверсификации.

Поскольку ИКТ-сектор в сравнении с другими отраслями экономики региона развивается быстрее, он может выступать значительным резервом роста валового регионального продукта Новосибирской области (ВРП). Инвестирование в ИКТ-отрасль даёт выраженный мультипликативный эффект для всей экономики региона.

Вклад в ВРП сферы информации и связи по данным Росстата составил 4,2% и сопоставим с долей в ВРП сельского хозяйства (4,2%), образования (4,0%) и превосходит вклад в ВРП строительства (3,8%).

Для сравнения, в среднем по Российской Федерации доля деятельности в области информации и связи в ВРП составляет 3%, в Сибирском федеральном округе – 2,1%.

Цифровая трансформация Новосибирской области: итоги и основные задачи
Вклад ИКТ в ВРП области.

По результатам исследования НП «Руссофт» «Разработка программного обеспечения в России в региональном разрезе», Новосибирская область занимает третье место по уровню развития софтверной индустрии, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Отмечается, что во многом успех компаний разработчиков программного обеспечения зависит от бизнес-климата, а также свидетельствует о результативности мер поддержки отрасли, действующих в регионе.

Изменения 2019 года в системе управления сферой цифровизации в регионе, а именно: преобразование департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий в министерство, утверждение новой государственной программы «Цифровая трансформация Новосибирской области (до 2025 года)», – позволили организовать дальнейшее системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех отраслях социально-экономического развития региона, повысить эффективность государственного управления в сфере цифрового развития.

Хотелось бы рассказать о ключевых итогах 2019 года по основным направлениям цифровой трансформации в регионе. Дополнительно предлагаю посмотреть видеоролик об итогах нашей работы в 2019 году.

Информационная инфраструктура

Новосибирская область стала одним из первых регионов в стране, досрочно завершивших федеральный проект «Устранение цифрового неравенства» (УЦН): по итогам 2019 года все 279 населённых пунктов с численностью населения 250-500 жителей (в общей сложности 96,4 тысячи человек) обеспечены широкополосным доступом к Интернету.

Досрочное завершение проекта стало возможным в том числе благодаря реализации областной инициативы (региональный проект «500 плюс»), в рамках которой доступом к сети Интернет в период с 2016 по 2019 годы обеспечивались населённые пункты с численностью от 500 жителей, не вошедшие в планы федпроекта УЦН. Всего за период реализации проекта «500 плюс» высокоскоростной Интернет стал доступен ещё в 137 населенных пунктах, где проживают 105,2 тысячи человек.

Также в рамках регионального проекта «500 плюс» в 2019 году обеспечивались услугами сотовой связи стандарта 3G жители 45 населённых пунктов области с численностью населения от 250 до 1000 человек (15,9 тысячи человек), где сотовая связь отсутствовала либо была неустойчива.

Благодаря синхронизации двух проектов (УЦН и «500 плюс») Новосибирской области на протяжении нескольких лет удалось лидировать среди всех регионов Сибирского Федерального округа по ряду показателей обеспеченности жителей современными услугами связи и, прежде всего, широкополосным доступом у Интернету: у нас такой доступ имеют почти 78% городских домохозяйств и 62,5% – сельских.

По показателю «Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет» на 100 человек населения наш регион является лидером в России с показателем 36,4: в среднем по России 21,7 человек из 100 имеют фиксированный широкополосный доступ к Интернету, в СФО – 20,3 человека, в Москве – 36 человек.

К 2022 году число жителей региона, не имеющих широкополосного доступа в Интернет, а также доступа к услугам сотовой связи, мы планируем сократить вдвое.

Цифровая трансформация Новосибирской области: итоги и основные задачи
Статистика по связи и ШПД.

В соответствии с федеральным проектом «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» в Новосибирской области до конца 2021 года будут построены волоконно-оптические линии связи и обеспечены широкополосным доступом в Интернет 1135 социально значимых объектов, расположенных в 322 населённых пунктах Новосибирской области с численностью от 100 жителей: общеобразовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, органы местного самоуправления, пожарные части и посты, избирательные комиссии. В 2019 году уже подключено 400 таких объектов.

Важно, что обеспечивается не только подключение социально-значимых объектов, но и, благодаря построенным волоконно-оптическим линиям связи, обеспечивается дополнительная техническая возможность подключения граждан и организаций к услугам фиксированной телефонной связи и широкополосного доступа в Интернет.

На заседаниях рабочей группы «Образование и наука» Госсовета РФ в 2019 году нами была обозначена проблема состояния локальных вычислительных сетей в школах, которые, даже при организации широкополосного доступа в Интернет, не в полной мере смогут справиться с возложенными на них задачами и не позволяют обеспечить для школьников доступ к современным образовательным цифровым сервисам, к электронным учебникам и онлайн-образованию.

Мы были услышаны: уже в 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» Новосибирская область включена в перечень пилотных регионов-получателей федеральной субсидии на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в общеобразовательных организациях.

Федеральная субсидия направлена на приобретение необходимого технологического оборудования для приведения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры 233 общеобразовательных школ области в соответствие с требованиями проекта «Цифровая образовательная среда».

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионе позволяет обеспечить равный доступ к электронным сервисам для всех учреждений образования: к сентябрю 2020 года жителям самых отдалённых районов – и ученикам, и преподавателям – будет доступен лучший образовательный контент и современные образовательные технологии.

Ещё одним важным событием 2019 года в развитии информационной инфраструктуры региона стало успешное завершение процесса перехода на цифровое телевещание.

Отключение аналогового телевещания общероссийских общедоступных телеканалов произошло в Новосибирской области 3 июня 2019 года. В регионе стали доступны 20 цифровых каналов – бесплатно и в отличном качестве.

Охват населения цифровым телесигналом составляет 98,54%. В населённых пунктах, которые остались вне зоны уверенного покрытия «цифрой», устойчивый приём цифрового телевидения осуществляется с использованием спутниковых технологий.

Для оперативного решения возникающих при переходе на «цифру» проблем была организована горячая линия, работали волонтёры, создан координационный штаб, проводился ежедневный мониторинг. Для решения вопросов социальной поддержки населения при переходе на цифровое телевещание в регионе принят закон «О компенсации расходов на приобретение и установку (монтаж, подключение) пользовательского оборудования (оконечного оборудования), необходимого для получения возможности просмотра и (или) прослушивания цифровых эфирных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов». Компенсация произведена 1122 гражданам льготных категорий.

Цифровое государственное управление

Большое внимание в регионе уделяется развитию сервисов электронного правительства, эффективность реализации которых подтверждается ежегодным ростом активности жителей в использовании электронных госуслуг.

Количество пользователей Единого портала госуслуг (ЕПГУ) в Новосибирской области за 2019 год выросло более чем на 300 тысяч человек и составило более 1,9 миллиона жителей старше 14 лет. Количество заявлений на предоставление госуслуг, поданных через портал gosusiugi.ru, по состоянию на декабрь 2019 года составило 2,7 миллиона, что более чем на 70% превышает значения 2018 года.

Цифровая трансформация Новосибирской области: итоги и основные задачи
Регистрации на ЕПГУ жителей Новосибирской области по годам.

Важным направлением является цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг – формирование «суперуслуг», оказание которых осуществляется полностью в электронном виде, решение о предоставлении услуги принимается без участия сотрудника органа власти, а гражданину не требуется посещать ведомство или офис МФЦ для предъявления документов или получения результата.

В 2019 году на эту технологию по инициативе региона выполнен перевод пяти услуг: выдача разрешительных документов на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Новосибирской области; выдача выписок из реестра государственной собственности Новосибирской области; назначение и выплата единовременной материальной помощи при рождении ребёнка; выдача охотничьего билета единого образца; выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В мобильном приложении «Госуслуги» и «Госуслуги для бизнеса» доступно 29 региональных услуг.

Одно из направлений совершенствования цифрового государственного управления – оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров «Мои документы» (МФЦ).

Так, например, в 2019 году в МФЦ начал свою работу робот-консультант Николай – это пример практического применения искусственного интеллекта.

Робот-консультант позволяет решить целый ряд задач, возникающих при работе контакт-центра МФЦ: в качестве голосового помощника он консультирует по вопросам оказания госуслуг и предоставляет справочную информацию по часто задаваемым вопросам. Робот-консультант Николай первым принимает все входящие звонки и переводит звонок на оператора лишь в случае, если затрудняется ответить на вопрос позвонившего. Сегодня интеллектуальный робот полностью отрабатывает 25% звонков в контакт-центр МФЦ.

Внедрение робота-консультанта позволило в три раза сократить продолжительность стандартного звонка в контакт-центр МФЦ для уточнения статуса заявления, а также сократить время ожидания ответа оператора.

Кроме того, на официальном сайте МФЦ робот-консультант Николай используется в качестве чат-бота.

В 2020 году цифровая платформа обслуживания заявителей МФЦ Новосибирской области (робот-консультант Николай) стала финалистом в номинации «Самое эффективное применение технологий» Международного конкурса «Хрустальная гарнитура» – одного из наиболее известных в индустрии контактных центров и обслуживания клиентов. В целях улучшения качества обслуживания позвонивших в контакт-центр МФЦ осуществляется анализ всех переговоров операторов, выявляются проблемные диалоги.

Интеллектуальная система управления, внедренная в работу МФЦ, позволяет на основе аналитических данных выявить проблемные моменты в работе отделений МФЦ, которые необходимо улучшать, анализируется работа каждого оператора и выдаются рекомендации по исправлению каждого из выявленных отклонений.

Цифровая медицина

Одной из важнейших сфер внедрения цифровых технологий в регионе является сфера здравоохранения.

Так, в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в сфере здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение» для повышения качества оказания медицинской помощи в области реализуется ряд проектов по организации телемедицинских консультаций.

В 2019 году созданы центры на базе Новосибирской областной клинической больницы и Новосибирского областного онкологического диспансера, обеспечивающие телемедицинские консультации для всех подразделений центральных районных больниц области онлайн в режиме реального времени.

Обеспечивается возможность дистанционного взаимодействия врачей районных больниц с профильными высококвалифицированными специалистами областного центра, в том числе за счёт доступа специалистов профильных больниц к электронной медицинской карте пациента, что позволяет предоставить заключение высококвалифицированного медицинского работника или протокол консилиума врачей без личного присутствия пациента – это особенно важно для пациентов, проживающих на отдалённых территориях.

Для того, чтобы была возможность удалённо давать заключения по медицинским изображениям, идёт активное подключение всего имеющегося медицинского оборудования к специальной системе «Центральный архив медицинских изображений».

В целях создания единого цифрового архива всей диагностической службы лабораторное оборудование подключается к «Лабораторной информационной системе.

Таким образом, врач любой медицинской организации при обращении пациента за медицинской помощью сможет увидеть в медицинской информационной системе его историю болезни с загруженными первичными результатами диагностики.

Цифровая трансформация Новосибирской области: итоги и основные задачи
Схема единой медицинской информационной системы.

Цифровая повестка на 2020 год

В числе первоочередных задач цифровой трансформации Новосибирской области в 2020 году: создание и развитие устойчивой и безопасной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, цифровизация сфер государственного управления и оказания государственных услуг на территории Новосибирской области, содействие внедрению цифровых технологий и платформенных решений в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы региона, создание условий для развития отечественных цифровых технологий, создание условий для подготовки кадров для цифровой трансформации на территории региона.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: