Что происходит на красноярском рынке телекоммуникаций

36

Человека без телевизора, сотового телефона и компьютера сегодня можно встретить разве что на необитаемом острове. Высокие технологии здорово разнообразили жизнь современных людей, сделав их преданными абонентами услуг связи. О наиболее значимых тенденциях, достижениях и проблемах сферы телекоммуникаций «Городским новостям» рассказали ведущие игроки этого рынка. Встреча конкурентов прошла в русле конструктивного обмена информацией, полезной не только им самим, но и всем пользователям их услуг.

Андрей Карасёв:

— Инфраструктура связи является важнейшим ресурсом социально-экономического развития Красноярска. Доступность современных услуг связи на всей территории города во многом определяет темпы его экономического роста, качество жизни населения, обеспечения безопасности. Традиционно наиболее динамично развивается сектор услуг, связанный с доступом к сети Интернет. По официальным данным, Интернет и смежные с ним отрасли в настоящее время составляют около 4,6 процента ВВП страны. Сегодня почти 65 миллионов человек входят в месячную аудиторию российского Интернета. Наш город здесь тоже не отстаёт. На сегодняшний день в городе работают более 40 предприятий связи, которые обеспечивают нам доступ к Сети. В прошлом году прирост составил 76 тысяч абонентов. Основной приток отмечается в секторе физических лиц.

По данным провайдеров, сейчас около 400 тысяч абонентов имеют широкополосный доступ в Интернет по кабельным сетям. Не стоят на месте и беспроводные технологии. Так, с прошлого года в городе реализуется уникальный проект — развитие публичной сети wi-fi. Автором идеи выступил гендиректор компании «Интертакс». Открыв точку беспроводного Интернета на набережной, он дал своеобразный старт проекту. Сегодня, несмотря на небюджетный характер, в нём участвуют и другие провайдеры. Такого рода сотрудничество власти и бизнеса в интересах населения само по себе уникально. Мы планируем — и глава города поддержал эту инициативу — максимально покрыть весь город до Универсиады. Ведь сам по себе wi-fi интересен не просто как технология доступа — поверх неё будут развиваться уникальные проекты. Сейчас первый этап — инфраструктурный.

Казимир Войткевич:

— Суть проекта в следующем. Город накрывается сетью публичного бесплатного доступа к сети Интернет путём технологии wi-fi. Логика, которой я руководствовался, начиная этот эксперимент, проста. В Красноярске достаточно много операторов связи, большая часть из которых предоставляют проводной доступ к Сети. Однако потребитель сегодня всё чаще пользуется мобильным Интернетом. Поэтому, чтобы адекватно соответствовать рынку, у операторов должны быть средства беспроводного доступа к своим абонентам, то есть как в данном случае — сеть wi-fi. В силу действующего законодательства она доступна для развёртывания любому оператору. А тем игрокам, которые не станут этого делать, со временем на рынке будет всё тяжелее.

И мы начали… Правда, на определённом этапе стало понятно, что в одиночку накрыть сетью wi-fi весь город — дорогое удовольствие. Тогда мы вышли с предложением на главу города, и он поддержал начинание с условием, чтобы в этом проекте участвовали все заинтересованные провайдеры. Сегодня таковых уже семь, и проект координируется непосредственно начальником городского управления информатизации и связи — Андреем Карасёвым, благодаря которому первоначальная идея и была облечена в нынешнюю форму.

Наша ближайшая цель — к 385-летию Красноярска организовать работу 385 точек wi-fi. Планы на перспективу — тысяча точек к концу текущего года. Постепенно начнём охватывать также и пригород.

Многие задаются вопросом: зачем это нужно нам, операторам связи? Отвечу просто: это имиджевые вложения. Такого рода инвестиции в потребителя вполне оправданы. Да, мы можем рекламироваться на телевидении или уличных билбордах, однако это не всегда эффективно. А приучение потребителя к своей услуге — лучшая реклама, которая неизбежно окупается.

Преимущества для города здесь очевидны — население и ведомства получают публичный беспроводной доступ к сети Интернет с приличной скоростью. Крайне удобная вещь в пробках, например.

Евгений Шустов:

— Интернет сегодня действительно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Телекоммуникационные услуги являются, по сути, частью потребительской корзины граждан, и этот факт, возможно, даже утвердят законодательно.

Коллегами были озвучены цифры российской ежемесячной интернет-аудитории — 65 миллионов человек.

Мы провели исследование и выяснили, кто эти пользователи, условно разделив их на сегменты. Оговорюсь сразу — названия сегментов не несёт эмоциональной окраски и не отражает наше отношение к представителям условных групп пользователей.

Итак, первый сегмент — это так называемся «Не золотая молодёжь», в основном студенты. Их среди пользователей 24 процента. Категория с доходом ниже среднего, но очень требовательная к операторам. Интернет для них — способ быть на связи, источник актуальной информации, развлечений и возможность смотреть сериалы и музыкальные программы.

Второй сегмент — «Бизнес». Это менеджеры среднего и высшего звена с доходом выше среднего. Таковых среди пользователей 12 процентов. Для них очень важно, чтобы качество Интернета было самым лучшим из представленного на рынке. И чтобы телеканалов было как можно больше, притом,что смотреть будут всего один-два нишевых.

Третий сегмент — «Домохозяйки». Их среди пользователей 12 процентов. В основном это женщины, занимающиеся воспитанием детей, с неполной занятостью. Интернет для них — источник расслабления, возможность узнать что-то новое. Главную роль играет телевидение как альтернатива похода в кинотеатр.

Четвёртый сегмент — «Гики». Их 26 процентов. Преимущественно молодые люди, работа и досуг которых напрямую зависит от телекома. 97 процентов из них говорят, что без Интернета могут прожить не более двух часов.

Наконец, последний сегмент — это «Обыватели». Это пользователи от 45 лет и старше. Их порядка 26 процентов. Для них Интернет — способ времяпрепровождения. Практически не скачивают контент и не пользуются сервисами, но активнее других смотрят ТВ.

Исследование показало, что провайдеры доступа в Интернет всё больше становятся провайдерами телеком-услуг, в том числе цифрового телевидения. Кроме того, мы ещё раз убедились, что сегодня все категории населения не представляют своей жизни — досуга или работы — без Интернета.

Денис Зиновьев:

— И ещё несколько слов о распространении Интернета в нашей жизни. В 2011 году уровень проникновения широкополосного (то есть наземного) доступа в стране был равен 39 процентам, сейчас — 44 процентам. Но это не такие большие цифры, какие необходимы для обеспечения элементарных бытовых потребностей населения. Мы посмотрели статистику по Красноярску. Уровень проникновения широкополосного доступа в нашем городе превышает 70 процентов, и это весьма хороший показатель. Для сравнения: в Санкт-Петербурге 75 процентов, в Москве — 79. Красноярск один из лидеров. Но эта статистика мало о чём говорит.

Современные информационные технологии и доступ в Интернет сами по себе особой пользы не несут. Сегодня важно обеспечение способности получать социальные выгоды от их использования. Уже нельзя воспринимать функцию телекоммуникации как элементарную бытовую структуру, подобно водопроводу. Телекоммуникации — это интеллектуальный ресурс, часть общественной системы, которая должна быть не только удобной, но и эффективной. Красноярску в этом плане есть чем гордиться. Город стал первым муниципалитетом, который перевёл в электронный вид свои услуги, и жители, начиная с 2011 года, могут ими пользоваться. Уже в 2012 году 17 наиболее востребованных муниципальных услуг появились в Сети. Однако и это не является показателем развития электронного общества. Услуги должны быть прежде всего востребованными. И тут у нас есть своя статистика, которая говорит нам о росте их потребления. За время работы портала госуслуг нами было выдано около пяти тысяч кодов активации для входа. Динамика очевидна: если раньше мы выдавали по 15 кодов в день, то сейчас уже более 30. Всего было оказано свыше полумиллиона услуг. Наиболее популярны — оплата штрафов и оформление загранпаспорта.

Со своей стороны отмечу, что важно не только предоставлять услуги, но и учить население ими пользоваться. Мы обучаем студентов, пенсионеров и другие категории красноярцев, потому что хотим быть не только доступными, но и по-настоящему полезными.

Игорь Кольтюгин:

— Раз речь зашла о доступности сервисов, расскажу о трудностях, с которыми сталкиваются операторы при строительстве сетей связи в Красноярске.

В городе есть места, где сложно обеспечить качественное предоставление голосовых услуг, не говоря уже об услугах передачи данных. В основном это жилые микрорайоны с плотной многоэтажной застройкой, где разместить базовую станцию на жилом доме практически невозможно, а получить земельный участок в городе под строительство объекта связи — длительная и сложно реализуемая процедура. К примеру, у нас есть опыт строительства антенно-мачтового сооружения в черте города на собственном земельном участке, когда процедура от согласования до сдачи объекта в эксплуатацию заняла четыре года — это недопустимо длительный срок.

Это насущная проблема, решение которой возможно при участии городских властей.

Мы в свою очередь видим несколько выходов из ситуации. Можно размещать базовые станции на зданиях и территориях, принадлежащих муниципалитету и различным ведомствам, упростить процедуру выделения участков под объекты связи. А также необходимо обязательно включать в проекты гражданской и промышленной застройки места размещения оборудования операторов сотовой связи.

Ведь, по сути, связь на сегодня — это товар первой необходимости. Поэтому мы считаем, что при планировании новых микрорайонов нужно учитывать строительство там объектов связи, наряду со школами, детскими садами, магазинами. Наконец, нужно грамотно использовать городскую инфраструктуру. В Москве, скажем, столбы уличного освещения модернизируют и оснащают оборудованием операторов связи. Почему бы и нам не перенять этот опыт.

Операторы готовы вкладываться в развитие этих проектов, и данные решения позволят улучшить качество предоставляемых услуг.

Рассчитываю, что озвученные мною предложения не останутся без внимания и получат логическое продолжение.

Максим Шарков:

— Полностью согласен с коллегой. Проблемы с качеством сотовой связи в городе надо решать, тем более что некоторые пути уже обозначились. Без мобильных телефонов сегодня люди точно не представляют своего существования. Интересно, что постепенно сотовая связь стала не только способом голосового общения и передачи смс, но и способом передачи данных. Доля выручки от «голоса» сегодня составляет 60 процентов, однако это лишь пока. Для выхода в Интернет сегодня существует масса мобильных гаджетов, цены становятся всё более приемлемыми, а контент — разнообразным.

Мы проанализировали, на какие ресурсы люди заходят с мобильных устройств. Чаще всего они ищут информацию о товарах и услугах, проверяют электронную почту, общаются в соцсетях. Люди постепенно переводят общение в сферу передачи данных — то есть не используют телефонную трубку и не набирают номер, а загружают сервисы icq или скайп. Постоянно увеличивается доля мобильного банкинга: абоненты покупают билеты, оплачивают услуги, переводят деньги со счёта на счёт.

Качество 3G-соединения в Красноярске находится на высоком уровне. Только у нас более половины базовых станций переведены на новую высокоскоростную технологию. К тому же общение в Интернете становится выгодным. Судите сами: стоимость одного мегабайта передачи данных снизилась в пять раз. Кроме того, есть возможность бесплатно выходить в Сеть. Нами в городе установлен wi-fi на четырёх остановках и даже в некоторых такси. Не так давно мы ввели бесплатный доступ на некоторые социально значимые страницы — например, на сайт правительства края и портал госуслуг.

Два года назад я был на тренинге, где прозвучало заявление о том, что все мы будем в Интернете. И сейчас многое говорит о том, что так оно и случится.

Евгений Тютрин:

— Интернет был, есть и будет, однако очень важно при этом вести на рынке честную игру. Я имею в виду взаимодействие федеральных и региональных операторов связи. В 2007-2008 годах красноярцам массово стали предлагаться услуги интернет-соединений. Тогда федеральные компании привнесли новые технологии и более низкие цены. Платили по мегабайтам: каждый стоил один-два рубля. Прошло пять лет, и мы уже за 300 рублей получаем высокоскоростные каналы в каждую квартиру. В этом есть заслуга федеральных операторов связи, они стали неким драйвером для всех нас. Однако их надежда на то, что региональные операторы вовсе уйдут с рынка, не оправдалась. Более того, сегодня, когда рынок стабилизировался, мы видим, что именно местные операторы предлагают более низкую стоимость Интернета. И если они уйдут с рынка, цены начнут расти. Это не голословное высказывание. Судите сами. Сейчас в Красноярске Интернет проведён в 70 процентах домохозяйств. Более половины всех подключений обеспечивают местные операторы связи.

В городах, где их доля менее 50 процентов, цены за Интернет выше.

Что касается цивилизованного взаимодействия между игроками, то в решении некоторых проблем нам можно и нужно объединиться. Например, это касается развития коммуникаций. В дома абонентов мы должны заходить совместно. Сейчас все дома увешаны кабелями — это нефункционально и неэстетично. Возможно, есть смысл создать транзитного оператора или договариваться о совместном использовании оборудования. У нас есть такой опыт с компанией «Билайн», считаю, что его стоит тиражировать. Ведь в конечном счёте нас всех объединяет одна задача — быть ближе к абонентам и предоставлять им качественные услуги связи.

Андрей КАРАСЁВ, руководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска:

— Доступность современных услуг связи на территории города во многом определяет темпы экономического роста, качество жизни населения, обеспечения безопасности.

Казимир ВОЙТКЕВИЧ, генеральный директор ЗАО «Интертакс»:

— Развитие в городе публичной сети wi-fi — проект имиджевый. Приучение потребителя к своей услуге — лучшая реклама, которая впоследствии обязательно начнёт работать.

 

Владимир ШУСТОВ, директор красноярского филиала ЗАО «ЭР-Телеком-холдинг»:

— Мы ещё раз убедились, что все категории населения не представляют своей жизни — досуга или работы — без Интернета.

 

Денис ЗИНОВЬЕВ, и. о. коммерческого директора Красноярского филиала ОАО «Ростелеком»:

— Современные информационные технологии и доступ в Интернет сами по себе особой пользы не несут. Сегодня важно обеспечение способности получать социальные выгоды от их использования.

 

Игорь КОЛЬТЮГИН, руководитель по инфраструктуре Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «Мегафон»:

— Мы считаем, что при планировании новых микрорайонов нужно учитывать строительство там антенных сооружений наряду со школами, детскими садами, магазинами и прочими объектами.

 

Максим ШАРКОВ, директор красноярского филиала ОАО «ВымпелКом»:

— Люди постепенно переводят общение в сферу передачи данных — то есть не используют телефонную трубку и не набирают номер, а загружают сервисы icq или скайп.

 

Евгений ТЮТРИН, генеральный директор ООО «Райт-Сайд», группа компаний Maxima:

— Раньше каждый мегабайт Интернета стоил один-два рубля. Прошло пять лет, и мы уже за 300 рублей получаем высокоскоростные каналы в каждую квартиру.

Автор: Дарья ТЕПЛЫХ
Муниципальная гезета Красноярска «Городские новости»