Что для холдинга – хорошо, для госструктур… тоже хорошо!

Что для холдинга – хорошо, для госструктур… тоже хорошо!

Данные в июле 2016 года президентом Российской Федерации поручения напрямую связаны с перспективами развития информатизации в государственных структурах. Статья представляет собой попытку анализа ситуации и прогнозирования последствий, которые может повлечь за собой очередной виток «оцифровки» госорганов вследствие указанных поручений.

На самом деле, грех жаловаться. В марте 2016 года я поменял водительские права, проведя в МРЭО ГИБДД на улице Киевской 18 минут. Штрафы и парковку оплачиваю «с пластика». Запись к врачу, общественные слушания, закупки госструктур, публичная кадастровая карта – все эти «плюшки» действительно радуют. Не то чтобы «методом проб и ошибок», но итерационно и останавливаясь осмотреться, наше государство движется к созданию действительно информационного общества, преследуя, помимо всего прочего, цель сокращения расходов (для начала непродуктивных) на исполнение органами власти и государственными учреждениями своих государственных и муниципальных функций.

Но давайте вспомним «до-электронно-российский» период. Какие процессы организаций автоматизировались в первую очередь? Правильно! «Бухгалтерия» и «Кадры» (в части расчёта заработной платы). Маленькие фирмы в подвальных помещениях, «гениальные» программисты, работающие в пенсионном фонде, налоговой, кооперативах и ООО. Они заложили основу автоматизации основных внутренних процессов в организациях.

Дале видим явное расслоение. В коммерческом секторе примитивные бухгалтерские программы очень быстро перестали удовлетворять потребности предпринимателей и управленцев в информации. Формируется спрос на генерацию управленческой отчетности, функции бюджетирования. Возникает понятие ERP. Развитие, теперь уже финансовых информационных систем, следует за усложняющимися системами управления. Группы компаний и холдинги, объединенные центры обслуживания и централизация составления консолидированной отчетности.

Что же в это время происходит в государственных структурах. Те самые «гениальные» программисты ушли в коммерческие структуры и начали осуществлять поддержку своих продуктов не за зарплату, а за деньги. Возникли «вечные» вендоры. Рынок средств автоматизации бухгалтерского учета в госструктурах застабилизировался и надолго застыл. «Погодные» катаклизмы последних лет в виде «переменной облачности» и «кучевых облаков» не затронули отрасль.

Яркий пример. Федеральная служба судебных приставов. OpenSource, «ГосЛинукс», тонкий клиент, Java… — Да. Бухгалтерия и кадры работают не на «ГосЛинукс». Сейчас используем продукты «Паруса» и «1С». Будем работать с вендорами. Со временем либо они обеспечат работу своих продуктов на «ГосЛинукс», либо мы сменим ПО на то, которое сможет работать на нашей платформе. (Начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов Наталья Звягина.)

В то же время на основании поручения президента Российской Федерации планируется «ввод поэтапных ограничений на использование государственными органами элементов, обладающих аналогичной функциональностью и не входящих в единую инфраструктуру (электронного правительства) и поэтапный переход к использованию единой инфраструктуры при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по «облачным технологиям» в интересах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления».

Бесспорно, актуальными задачами сегодняшнего дня являются оптимизация расходов, связанных с обеспечением основной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и их подведомственных учреждений, а также создание условий для объективного контроля финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) указанных структур и повышения качества управленческих решений, связанных с финансовыми, кадровыми и другими аспектами деятельности региональных структур управления.

Но подпадают ли вышеперечисленные направления под поручения президента? С одной стороны, под эгидой Федерального казначейства строится и совершенствуется инфраструктура «Электронного бюджета» и ГАС «Управление». С другой, каждый отдельно взятый бухгалтерский комплекс в органах исполнительной власти субъектов РФ и их подведомственных учреждениях живёт и поддерживается отдельно, несёт в себе уникальные исторические настройки и подходы к учету и ну никак не может стать источником достоверных данных для федеральных ГИС. Как следствие, мы имеем непродуктивные затраты времени на извлечение информации, создание и внесение отчетности в обязательные ГИС вручную.

Еще один аспект. Используемые в государственных и муниципальных структурах регионов средства автоматизации бухгалтерского учета и управления кадрами представляют собой внедренные в разное время программные комплексы различных производителей. Часть программных средств обслуживается организациями самостоятельно, часть — по договорам сопровождения. Результат – неизмеримые дублирующие расходы на сопровождение и модернизацию программных средств.

И не только в федеральной «вертикали» бюджетного контроля тут дело. Отсутствие унификации и возможности централизованного управления средствами автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учёта, расчёта заработной платы и управления кадрами не позволяет осуществлять мониторинг ФХД в реальном времени, обеспечивает его лишь в режиме «от квартала до квартала».

Между тем совокупность региональных органов власти и их подведомственных учреждений, с точки зрения управления, аналогична крупному холдингу. И отработанные в российских коммерческих структурах решения бесспорно будут эффективны и в госсекторе.

Перевод средств автоматизации учета в «облака» позволит создать в регионе (читай: в государственном холдинге) унифицированную, централизованно обслуживаемую инфраструктуру автоматизации ФХД, которая обеспечит существенное сокращение трудовых и бюджетных затрат на сопровождение разрозненных программных продуктов. Региональная система автоматизации ФХД даст возможность обеспечить (при сохранении самостоятельного ведения организациями бухгалтерского и кадрового учета) унификацию учетных политик, единство форм отчетности, централизованное обучение специалистов, возможность мониторинга финансовой деятельности в реальном масштабе времени.

Централизация управления системой и перенос ряда функций, ранее реализуемых на каждом рабочем месте в отдельности, в сферу облачного обслуживания обеспечат:

  • централизованную разработку и своевременное автоматическое доведение учетных политик, нормативно-справочной информации и отчетных форм;
  • централизацию сбора, контроля и агрегирования отчетности, как регламентной, так и оперативной;
  • централизацию подключения к операторам ЭДО для передачи отчетности во внебюджетные фонды;
  • лёгкую интеграцию с государственными информационными системами ГАС «Управление», ГИС ГМП, «Электронный бюджет»;
  • минимизацию затрат на расширение функций в части расчёта заработной платы, учёта кадров и других направлений деятельности служб.

Затратно ли это? Не бесплатно. Но дешевле и быстрее, чем может показаться. Вычислительные мощности в регионах уже созданы или арендованы, и их несущественное на общем фоне расширение несоизмеримо дешевле, чем создание «с нуля». Используемые типы бухгалтерского ПО можно сосчитать на пальцах одной руки, и практическими по всем вендорам есть опыт переноса в облако – а это сокращение сроков реализации проекта и экономия на разработке. Пользователи увидят в облаке знакомый интерфейс знакомых приложений – а это экономия на обучении. В большинстве случаев ретро-данные переместятся в облако прямым переносом – а это экономия на конвертации данных.

Налицо существенный эффект, как с точки зрения затрат (в среднесрочной перспективе), так и сточки зрения повышения эффективности деятельности госорганов.

Работа уже начата
В соответствии с поручениями президента будет создана единая инфраструктура электронного правительства (ЕИЭП), в которую войдут сети связи, центры обработки данных, система информационной безопасности и «базовые» информационные системы (СМЭВ, ЕСИА, ЕПГУ и т.п.). Предусмотрен поэтапный переход органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к использованию ЕИЭП при создании и эксплуатации ИС и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по «облачным технологиям».

Закон о ЕИЭП, который будет разработан в соответствии с поручением, должен определить, какие ГИС и ИС войдут в инфраструктуру электронного правительства, а также порядок использования инфраструктуры электронного правительства органами государственной власти и регионами. Предполагается, во-первых, поместить ИС в защищённую облачную среду, которая представляет собой важную часть инфраструктуры электронного правительства. Во-вторых, предстоит исключить дублирование функционала применяемых госструктурами информационных систем.

Одновременно предстоит обеспечить переход всех органов власти и ОМСУ на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями.

Читать также: «ДИТ Москвы: облачная бухгалтерия экономит городу более 1 млрд рублей в год» >> 

Об авторе: Владимир Алеев, эксперт-аналитик компании «ХэндиСофт».

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры