На непрозрачных закупках бюджет может потерять более 275 млрд рублей

    10

    Серьезнее всего на госзакупках наживаются федеральные заказчики и поставщики, завышая цены контрактов на 8,5%. В регионах аппетиты по­скромнее: лоты переоцениваются на 4—5%. В целом же уровень прозрачности закупок уже третий год держится на уровне золотой середины.

    Согласно Национальному рейтингу прозрачности закупок (НРПЗ), рассчитанному при поддержке ФАС, в этом году доля федеральных госзаказчиков, которых трудно заподозрить в коррумпированности, составила 24%. «Отрицательную» прозрачность продемонстрировали 59%.

    «За 2010 по 2012 годы уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки. В первую очередь это связано с тем, что позитивные изменения в закупочных процедурах достигаются исключительно за счет подвижек и изменений жестких правил, регламентированных законодательно. Остается надеяться, что ФКС (Федеральная контрактная система. — РБК daily) даст импульс очередному повышению совокупности прозрачности в сфере госзаказа», — прокомментировал результаты рейтинга председатель организационного комитета НРПЗ Антон Назаркин.

    Потери государства от закупок по завышенным ценам в 2012 году составят около 275 млрд руб. (на 4,1% меньше прошлогоднего значения (без учета инфляции)). При этом уровень завышения цен по госсектору в целом составил 6,3%, что на 0,7% меньше значения 2011 года. Больше всего наживаются на госзакупках заказчики и поставщики на федеральном уровне — в среднем закупочные цены завышаются на 8,5%, тогда как в регионах и на муниципальном уровне цифры ниже — 4,2 и 5,5% соответственно. По оценкам НРПЗ, совокупный объем госзаказа в этом году составит примерно 4,7 трлн руб. (на 5,7% больше прошлогоднего значения).

    В этом году в рейтинге появилась новая строка — оценка корпоративных закупок (из-за вступления в силу закона о закупках госкомпаний 223-ФЗ). По оценкам экспертов НРПЗ, в 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, в то время как доля закупок госсектора — 31,7%. Впрочем, сектор госзакупок опережает корпоративный по уровню прозрачности: закупок с гарантированно высоким уровнем прозрачности в госзаказе 26,5%, в корпоративном — всего 15,3%. Такое соотношение эксперты объясняют давностью перехода госорганов на 94-ФЗ (действующий закон о госзакупках) и сравнительной «молодостью» 223-ФЗ. Впрочем, уже в следующем году соотношение может измениться, не исключают аналитики. «Помимо этого мы отмечаем разницу при проведении процедур закупочной деятельности, а именно в форме проведения. Если госсектор проводит закупочные процедуры уже более чем 70% в электронной форме, то коммерческий сегмент все еще обладает определенными свободами — в частности, многие процедуры проходят в бумажных формах», — пояснил РБК daily г-н Назаркин.

    Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте госзакупок стали Москва, традиционно занимающая лидирующую позицию в рейтинге, Республика Башкортостан и Тюменская область. Из федеральных ведомств отличились Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Антирейтинг могут возглавить Служба внешней разведки, Министерство по развитию Дальнего Востока и Минтруд. В сегменте 223-ФЗ высоких оценок добились в ОАО «Ростелеком» и ГК «Автодор», а худшие отметки получили Объединенная авиастроительная корпорация, ОАО «Шереметьево» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

    Источник: rbcdaily.ru