Борьба с мобильным мошенничеством подорвала доходы операторов от контента

    441

    Выручка российских сотовых операторов от контент-услуг в I квартале 2014 года сократилась почти на 17% по сравнению с тем же периодом 2013 года: с 16 млрд до 13,3 млрд руб., а по сравнению с предыдущим кварталом снижение составило 12,7%, подсчитало агентство AC&M-Consulting. По словам аналитика AC&M-Consulting Оксаны Панкратовой, за первые три месяца года выручка от брендированных контент-услуг операторов сократилась на 10%, а контент-провайдеры потеряли около 15% выручки. По итогам II квартала 2014 г. операторов ждет рекордное снижение доходов от контент-услуг — минимум на 25%, прогнозирует она. Операторы, по ее прогнозу, потеряют от 10 до 15%, а вот выручка от услуг контент-провайдеров может сократиться на 40-50%, сообщила газета «Ведомости».

    Раньше выручка от контент-услуг в России из года в год стабильно росла, столь резкое падение связано с тем, что во II квартале 2014 года вступили в силу поправки в закон «О связи», направленные на борьбу с мобильным мошенничеством, поясняет Панкратова. А готовиться к нему операторы начали заранее, что сказалось на падении выручки уже в I квартале.

    С 1 мая этого года вступила в силу новая редакция закона «О связи». Теперь абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи — предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. В ответ на запрос контента оператор должен сначала прислать абоненту sms со стоимостью и видом услуги, а также запрос на подтверждение ее покупки. Свое согласие на предоставление услуги абонент должен подтвердить ответным сообщением. Кроме того, абонент может потребовать от оператора открыть ему специальный счет для оплаты контентных услуг, после чего деньги за мобильный контент должны списываться только с этого счета.

    Участники рынка предполагали, что изменение в регулировании приведет к сокращению потребления контентных услуг: председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова опасалась, что контент-провайдеры в результате могут потерять минимум 70% своих доходов. А вот операторы не только были готовы к падению выручки, но и осознанно шли к снижению доходов от контент-услуг. «Вымпелком», например, реализовал программу по защите и информированию абонентов, говорит его представитель Анна Айбашева. Если компания выявляет нарушения со стороны контент-провайдеров, то полученные с них штрафы она распределяет среди абонентов. По итогам II квартала «Вымпелком» распределил 40 млн руб. возвратов и компенсаций между 400 000 абонентов. Это, безусловно, сказалось на выручке оператора за апрель — июнь 2014 года, говорит Айбашева. Во II квартале 2014 года сервисная выручка «Вымпелкома» от мобильных услуг снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 54,9 млрд руб.