Банк России выступил за равный доступ кредитных учреждений к данным операторов связи об абонентах

270

Если операторы предоставляют клиентские данные за деньги, доступ к таким данным должен быть равным и недискриминационным для всех участников финансового рынка, такую позицию изложил Банк России в консультативном докладе, где проанализированы вопросы доступа к имеющейся у операторов информации о гражданах.

Операторы связи как источник данных указываются в документе в первую очередь, но наряду с ними для получения данных о гражданах источниками служат социальные сети; иные поставщики данных с мобильных устройств (администраторы мобильных приложений); прочие поставщики (платежные системы, e-commerce площадки, розничные сети и т.д.).

Банк России выступил за равный доступ кредитных учреждений к данным операторов связи об абонентах
Режимы классификации информации о гражданине в зависимости от степени защиты данных, возможностей их обработки, а также применяемых мер ответственности.

Если операторы предоставят равный доступ «к ранее монетизированным данным на схожих коммерческих условиях», это повысит эффективности обработки данных о клиентах [при анализе их кредитоспособности], считают в ЦБ.

Как отмечают авторы доклада, сейчас малые и средние финансовые организации не имеют доступа к базам данных о физическом лице, которые бы позволили так же качественно профилировать клиентов и оценивать кредитные риски, как это делают крупные игроки.

Особенно это касается данных от альтернативных поставщиков – операторов сотовой связи, социальных сетей, операторов фискальных данных и прочих. Такая ситуация приводит к искажению конкурентной среды: малые организации вынуждены работать по большей части с клиентами повышенного уровня риска, что де-факто снижает качество их кредитных и страховых портфелей.

Банк России выступил за равный доступ кредитных учреждений к данным операторов связи об абонентах
Доля просроченной задолженности по кредитам физических лиц в банках в зависимости от их размера.

Банк России предлагает создать инфраструктуру для более эффективного взаимодействия кредитных организаций с клиентами, оценки их кредитоспособности и рисков. Авторы доклада считают, что для обеспечения высокого качества и ценности продуктов, оценки сопутствующих рисков, кредитным учреждениям должен быть обеспечен доступ к максимально полному спектру данных. Однако обязанность предоставлять накопленные данные у операторов, по мнению Банка России, может возникать, только если их обладатель (имеется в виду не сам гражданин, которому принадлежат данные, а оператор связи, который эти данные собрал – ред.) хотя бы раз продал их какому-нибудь банку. Тогда и другие участники финансового рынка имеют право на тех же условиях получить те же данные, полагают авторы доклада.

Использование данных будет происходить исключительно с согласия потребителя, и все предлагаемые меры должны в максимальной степени учитывать его права и интересы, опираться на его волеизъявление и отвечать высоким стандартам обеспечения информационной безопасности, сказано в документе.

Как обеспечить работоспособность предложенного механизма (чтобы он заработал, банки и операторы, ранее совершившие сделки купли-продажи данных об абонентах сетей связи, должны, очевидно, обнародовать условия этих сделок), в документе не сказано.

В докладе содержатся вопросы для обсуждения, ответы на которые, а также предложения и комментарии можно направлять в ЦБ до 3 февраля 2020 года включительно, говорится в сообщении Банка России.