Антон КОЛМОГОРОВ: «IT присутствуют практически во всех сферах»

171

Автор: Павел РАЗУВАЕВ

Управление по информатизации Ивановской области было создано всего три года назад. Но в его активе – координация значимых проектов, уже получивших определенную известность и востребованность в регионе. С первых дней работы управления им руководит Антон Колмогоров. С ним на днях встретился корреспондент «ИГ».

— Антон Павлович, вы носите такую известную фамилию, что нельзя не спросить…

— Не дальний ли я родственник великого математика академика Колмогорова? Нет, не родственник. Но математику всегда любил. Впрочем, как и информатику. И потому поступил на факультет информатики  и вычислительной техники ИГЭУ, который закончил в 1992 году. В управление по информатизации я пришел после работы в ведущих региональных компаниях операторов связи, а до этого был опыт работы в областном комитете по транспорту: в должности первого заместителя руководителя отвечал за развитие связи.

— Какие из информационных проектов, которые ведет управление, вы могли бы выделить?

— Сегодня информационные технологии присутствуют практически во всех сферах жизни человека: образовании, здравоохранении, культуре, транспортном обслуживании, ЖКХ… Поэтому перечень задач, которые перед нами стоят, необычайно широк. Если говорить о конкретных проектах, то это: «Социальная карта жителя Ивановской области», «Универсальная электронная карта», «Универсальная карта школьника», организация межведомственного электронного взаимодействия, перевод предоставления государственных услуг в электронный вид, внедрение государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей… Я могу еще долго перечислять. Но самым важным считаю то, что каждый из проектов наше управление реализует в тесном взаимодействии с тем или иным департаментом или местной администрацией. То есть, по сути, управление по информации играет роль скорее координатора всех информационных процессов в регионе, нежели исполнителя каких-то конкретных проектов.

— Давайте поговорим об одном из ключевых направлений – переводе услуг в электронный вид. Как обстоят дела в этой сфере?

— Эта работа началась с принятием в 2010 году Федерального закона № 210-ФЗ. Она продолжается и сейчас. По замыслу разработчиков закона, государственные и муниципальные услуги должны быть доступны гражданам в режиме онлайн. То есть, скажем, подать заявление на оформление паспорта, получить разрешение на строительство, оформить в собственность земельный участок, зарегистрировать транспортное средство человек сможет со своего домашнего компьютера, не выходя из дома. Президент России ставит задачу, чтобы к 2018 году не менее 70% заявителей имели возможность получить услугу дистанционно.  Основной площадкой предоставления услуг в электронном виде по-прежнему остается Единый портал государственных и муниципальных услуг. Но в 2013 году управлением был создан региональный портал услуг Ивановской области. Сейчас там доступно 12 услуг: две государственные и 10 муниципальных.

— Но, согласитесь, пока население не очень активно использует эту возможность.

— Не могу согласиться. Согласно рейтингу Министерства связи и массовых коммуникаций, Ивановская область занимает 15-ю строчку среди всех субъектов РФ по количеству пользователей, зарегистрированных на Портале госуслуг. У нас это число равняется 7% от общего числа жителей. К слову, буквально за последнюю неделю эта цифра начала стремительно расти. Каждый день электронную цифровую подпись, позволяющую пройти регистрацию как на федеральном, так и на региональном порталах, в регионе оформляет порядка 60 человек.

Мы связываем это с новым электронным сервисом по записи детей в школу, который мы совместно с департаментом образования запустили 22 февраля.

— Антон Павлович, вкупе с предоставлением услуг, часто звучит аббревиатура СМЭВ. Давайте объясним нашим читателям, что она означает.

— СМЭВ – это система межведомственного электронного взаимодействия. Это, если хотите, «тыльная сторона» перевода услуг в электронный вид. Не думаю, что вашим читателям нужно детально разбираться в этой технологии: она носит скорее организационный технический характер и конечному потребителю мало заметна.

Суть СМЭВ – в избавлении жителей от необходимости бегать по инстанциям и собирать справки для получения услуги. 210-й Федеральный закон обязывает орган власти, ответственный за предоставление услуги, самому истребовать необходимые для этого сведения у других ведомств. Например, такие документы, как выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные налогового органа теперь передаются  по электронным каналам в рамках межведомственного взаимодействия. А в скором времени отпадет необходимость предоставлять еще и квитанцию об уплате государственной пошлины. Орган, в который вы обратились за получением услуги, сам возьмет эти сведения из специальной информационной системы.

— Другой животрепещущий вопрос – различного рода карточки. В последнее время их развелось довольно много…

— Действительно, на сегодняшний день в Ивановской области находится в обороте несколько видов пластиковых карт. Это социальная карта жителя Ивановской области, универсальная электронная карта, универсальная карта школьника.  И если первая уже хорошо знакома населению, то к двум последним  жителям еще предстоит привыкнуть.

— Каковы их возможности?

— Если говорить об универсальной электронной карте, то это прежде всего способ регистрации на федеральном и региональном порталах государственных услуг. В настоящее время мы также запускаем транспортное приложение УЭК. То есть с ее помощью можно будет расплатиться за проезд в общественном транспорте.

Что касается универсальной карты школьника, реализация этого проекта началась в нашей области в прошлом году. Карта служит пропуском на территорию образовательного учреждения. С ее помощью можно заплатить за питание в школьной столовой (правда, проект действует пока только в лицее № 21 областного центра, но мы надеемся в ближайшее время его распространить и на другие образовательные учреждения). Дети из многодетных семей используют ее для бесплатного проезда в общественном транспорте. Стоимость поездки в данном случае субсидируется перевозчику из регионального бюджета.

— Антон Павлович, современные технологии невозможны без должного развития инфраструктуры. Между тем некоторые территории в области элементарно не телефонизированы, не говоря уже об Интернете.

— Минкомсвязи поставило перед всеми регионами  задачу до 2018 года обеспечить современной связью все населенные пункты с населением свыше 250 человек. Ведь доказано, что, к примеру, рост на 10% широкополосного доступа к сети Интернет увеличивает рост внутреннего валового продукта на 1,5%. Зависимость очевидна. Поэтому правительство региона и «Ростелеком» в конце прошлого года подписали соглашение о развитии инфраструктуры связи в отдаленных районах области.

— Все вышеперечисленные задачи решают непосредственно специалисты управления или какие-то сторонние организации?

— Как я уже говорил, наше управление играет прежде всего координирующую роль. Мы сводим воедино все процессы IT,  инициированные и реализуемые самыми различными участниками этого сегмента.

Непосредственно техническими вопросами мы не занимаемся. Штат управления – всего 10 человек. За каждый проект у нас отвечают 1-2 специалиста. А вот, к примеру, в штате аналогичного ведомства в Ярославской области 40 специалистов, и его бюджет – 200 миллионов рублей по сравнению с нашими 40 миллионами.

Но у нас очень интересная и перспективная работа. Ведь будущее любой страны, а России в первую очередь — за информационными технологиями.

Источник: «Ивановская газета»